Есть своя романтика в том, чтобы ходить в кино днем пока другие работают. Радуют полупустые и от того просторные залы. Никто не дышит в затылок и не хрустит над ухом покорном. Люди аккуратно рассредоточиваются в поисках укромного уголка, не мешая друг другу. Тратишь меньше денег на билеты. А еще приятно, что выходишь из кино не затемно, чтобы только домой и спать, а остается еще целый вечер, который можно провести с пользой.
Сегодня сходила на фильм «Битва за Севастополь». Специально не читала анонсов и рецензий, чтобы мои впечатления не были обусловлены мнением более опытных экспертов-киноманов.
Мне фильм показался очень красивым, точнее сказать, красочным. Настолько, насколько в принципе может быть красочной война. Сцены на пляже эстетически похожие на американские плакаты в стиле pin-up. Поминки вместо несостоявшегося свадебного застолья на фоне величественных скал. Бомбежка в поле, усыпанном иван-чаем. Человеческий ад на фоне природного великолепия.
Финал фильма предсказуемо печален с самого начала. Еще во время застолья в еврейском доме, где главной героине Людмиле (Юлия Пересильд) сватают перспективного врача Бориса (Никита Тарасов). Еще звучат за столом еврейские анекдоты, а мне уже грустно. Потому что евреи, потому что на горизонте нацизм, потому что вот-вот война.
Впрочем, именно образ врача Бориса мне полюбился больше всех. К нему у меня особое уважение и даже теплота. И к недорогому фамильному кольцу, которое так и осталось невостребованным, и к его решению не идти в окопы: «каждый должен заниматься своим делом». Не потому что трус, а потому, что в больничных палатах он нужнее (сейчас бы сказали, эффективнее), чем на передовой. И даже если бы его роль в фильме на этом закончилась, для меня этого было бы достаточно, чтобы ему симпатизировать.
Образ главной героини Людмилы Павличенко, легендарного женщины-снайпера, особых струн моей души не затронул. Возможно потому, что про нее все было понятно еще в начале фильма. Дочь отца, прошедшего финскую войну, который, кажется, мечтал о сыне. Точка. Вероятно, именно этот факт не позволил мне быть объективной. Сделав скорые выводы, я переключилась на других героев, одним глазом наблюдая теперь уже за молодой женщиной, теряющей в войне одного за другим любимых мужчин.
Страшно предсказуемо. Страшно узнаваемо, потому что такая родовая история есть практически в каждой семье. Даже в моей. Странно, что меня это уже не трогает. Может потому, что после системных расстановок и изучения родовой истории есть принятие. Ну а, может, все дело именно в фильме “Битва за Севастополь”. А про травмы поколений, отлично психолог Людмила Петрановская написала. Очень советую.
Что касается героя Евгения Цыганова – возлюбленного Людмилы, особой симпатии у меня он не вызвал. Возможно потому, что где-то между «Битвой за Севастополь» и сериалом «Оттепель» я случайно наткнулась по каналу культура на какую-то кинопремию, где небрито-помятый и, кажется, даже немытый, актер Цыганов получал свою награду. Апатичный ко всему происходящему он что-то коротко и небрежно бросал в зал. С тех пор так и кочует в моем воображении этот образ помятого героя-любовника из фильма в фильм. Надеюсь, со временем мне удастся от него избавиться, посмотрев какую-нибудь новую картину с его участием. Потому что, и «Битва за Севастополь», и другие фильмы, в которых он играет, пусть и не шедевры современного кинематографа, но, в сущности, достойные массового просмотра работы.