«К сожалению, или к счастью мы мало что можем», – сказала однажды Ира Васильева, преподаватель «Гармонии», на разборе одного из выпускных тренингов. Тогда речь шла о наших психических защитах. Они нас оберегают, но они же нас и ограничивают, не давая двигаться дальше. Иногда нужно много времени, чтобы их преодолеть. И психологу приходится с этим как-то быть. Принимать свои профессиональные ограничения, которых на самом деле множество в нашей жизни. Взять хотя бы психотерапию, пиар или частную практику.
Недавно я наткнулась в сети на обсуждение пиарщиков «Какие самые ненавистные фразы, связанные с профессией, вы слышали?» За каждым комментарием, что называется, кровь, пот, разочарование и слезы. Бесчисленное множество примеров, уходящих лентой прокрутки в бесконечность:
«Ты там свой пиар-шмиар делай, только меня в это не впутывай»
«А вы можете открытку нарисовать? Вы ж пиарщик…»
«Давайте мы вам будем платить процент от выручки»
«Давай я тебя обедом угощу, а ты мне все расскажешь»
«А как это повлияет на продажи?»
«Вы ж пиарщик, вы нам и скажите…»
Я устала лайкать. Во мне еще пульсирует боль, когда понимаешь – один в поле устоявшейся системы ни разу не воин, и одного специалиста мало для глобальных изменений. Но заказчик часто думает иначе.
Как бы нам так все изменить, не выходя за границы привычных шаблонов и не меняя систему в целом? Вы тут что-нибудь сами сделайте, а я пойду пока кофе попью… Но при этом есть ожидания, что пока я пью кофе все само случится. Ведь я же плачу специалисту, значит теперь бизнес точно пойдет в гору. И разочарование, злость, обида на человека, который не оправдал изначально завышенных ожиданий.
Иногда я сталкиваюсь с ожиданиями от коллег-психологов. Кажется, вот сейчас я нащупаю тот самый волшебный хэштег в инстаграме и ко мне на психотерапию сразу встанут в очередь клиенты. И разочарование, когда этого не происходит. И обида на «экспертов-обманщиков», которые опять посоветовали фигню.
Или на психотерапевта. Я же принес свое тело на терапию и плачу немалые деньги, так пусть сделает со мной что-нибудь. А я пойду «кофе пока попью». Человек вроде здесь, но как бы и не здесь. Тело физически в наличии, но полностью здесь и сейчас так и не оказался. Это ни к кому конкретно не относится, скорее из моего клиентского опыта. Свинчивать с терапии, находясь при этом в кабинете, я умею виртуозно.
Ограничения, на острые грани которых мы то и дело натыкаемся. Ограничения терапевта, который без готовности клиента идти в изменения не так уж много может. Ограничения пиарщиков, которые могут быть семи пядей во лбу, но без команды единомышленников, бюджета на рекламу, налаженной системы управления в компании и включенности заказчика имеют крайне невысокий профессиональный потолок.
Наши собственные ограничения в управлении своими состояниями, когда я сам себе и бренд, и тренд, и корпорация. Нежелание выходить за привычные шаблоны и меняться. Отсутствие последовательности, методичности выбрать одно направление и следовать ему какое-то время.
Безусловно, какой-то результат получить можно всегда. Но если мы не получаем желаемых изменений в какой-то сфере, значит, возможно, мы вручили ответственность за нее кому-то другому.
Мало просто нанять специалиста, ожидая что он устроит феерию в отдельно взятой корпорации. Мало просто сходить на мастер-класс. Нужно еще взять знания в собственную практику, в опыт. Мало принести свое тело на терапию. Важно работать, открываться, меняться…
К чему это я? К тому, что в двадцатых числах ноября я запускаю для помогающих практиков мини-группы «Практика PR». В формате, похожем на групповые супервизии, будем работать над конкретными задачами. Создавать описание своих услуг, понимать свою целевую аудиторию, определяться, где и как лучше дать рекламу и т.д. Будет много практики, поддержки коллег и мои знания в помощь.
Для получения знаний и структуры по-прежнему есть встречи дважды в месяц. 8 ноября разбираем «Сайты и блоги специалистов помогающих профессий» и 20 ноября «Помогающий сторителлинг: как писать истории, которые исцеляют и приводят клиентов». 13 ноября в онлайн будет повтор встречи «5 шагов для старта частной практики».
Для личной терапии по-прежнему есть проект «Уставший пиарщик». Иногда, когда сталкиваешься с ограничениями своих возможностей, поддержка бывает бесценна. Ну а для всего остального, как говорится, есть VISA, MasterCard и ответственность, ответственность, ответственность…