Солнечным апрельским утром на моей подушке зазвонил мобильник. На линии был директор очень уважаемого мной областного детского дома. Пару лет назад мы активно сотрудничали: я бывала на их праздниках, возила туда журналистов и корпоративную футбольную команду, работники наших заводов собирали деньги для его воспитанников. На крупные спонсорские вложения компания была не готова. Поэтому мелочь, зато регулярно. Как говорится, чем могли…
Иногда на кухне этого детдома меня по-семейному поили чаем, показывали фотографии, рассказывали про походы и детей. Ребята мне были очень симпатичны. Самостоятельные, спокойные, очень смышленые. Я относила это на счет прогрессивного подхода руководства к их воспитанию. С детьми регулярно занимались профессиональные педагоги, воспитатели, психологи.
На первом курсе Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп в негосударственном, но очень приличном вузе «Гармония» я попросилась к ним на стажировку. Очень хотелось посмотреть, что там и как по части психологического сопровождения. И хотя располагались они в пригороде, к ним я бы с удовольствием ездила даже на электричке. Даже без машины. Даже рано.
Звонок раздался в десять утра.
– Яна, что это за ПТУ, в котором Вы учитесь?!!
Вероятно, это было приветствие. Далее следовал монолог о приверженности директора только классической советской школе психологического образования формата «знания – навыки-умения». Такой схемы, едва открыв глаза, в своих конспектах я припомнить не могла. Зато в т.н. ПТУ нас учили форме обратной связи, которая не ранит чувств того, кому она адресована. «My wish to you. My plus to you». В этом монологе ее явно не было.
– Яна, я так понимаю, Ваш институт самоустранился от сопровождения студентов на практику, отправив их в свободное плавание?
В институте я получила задание на этот год, которое накануне кратко изложила в письме директору. Что еще мое психо-ПТУ должно было для меня сделать, я пока не понимала.
– Яна, у меня складывается впечатление, что Вы как все женщины. Идете на шопинг, не зная, какое платье собираетесь купить?
Какое «купить платье» я действительно не знала. То ли гештальт-подход, то ли песочная терапия, то ли профориентационные тестирования. А, может, индивидуальное или групповая терапия? В этих платьях я пока не очень разбиралась, так как в «швейном ПТУ» начала учиться недавно. Правда, там меня уже научили осознавать границы своих профессиональных возможностей. Пока они были невелики. Я также плохо представляла, какой ассортимент есть в этом детском доме. Знала только, что он точно большой, о чем и сказала директору.
– Яна, когда вы хотите у нас стажироваться? … Ну, разумеется, мы понимаем границы своего комфорта и будем делать, как удобно нам.
Накануне в институте «Гармония» мы как раз вспоминали не только о профессиональных, но и о личных границах. Кажется, мои были нарушены еще в самом начале диалога.
– В общем, Вы, Яна, пишите. Я поговорю еще с коллегами, чем мы можем Вам помочь…
После разговора я расплакалась. Впрочем, в институте психотерапии я научилась принимать свои эмоции. Так они проходят быстрее.
Через 20 минут, выпив чаю, я, было, начала размышлять, что же на самом деле хотел сказать директор, но быстро от этой идеи отказалась. В моем гармоничном ПТУ меня научили не додумывать за людей, а просто слушать и слышать.
Спустя еще полчаса я отказалась от идеи поездки в «прогрессивную семью». Там мне были явно не рады. К тому же ехать туда было далеко, неудобно, да и вставать рано.
Автор иллюстраций Sara Riches