Однажды я шла по вечернему зимнему городу. Дневная метель стихла и на смену ей пришли затишье и оттепель. Я шла дворами Московского проспекта. Мне предстояло вести консультацию.
Большие деревья. Липкие сугробы. Простор площадей. Высоченные арки и колонны домов. Масштаб строений, олицетворяющих успех, состоятельность и мощь.
Сырые и липкие варежки на руках. Шепот оттепели с легкими нотками ветра в волосах. И такая маленькая во всем этом буйстве ощущений я. Я чувствовала запах ели, детство и жизнь. Меня переполняли чувства.
Чуть позже, уже в институте я испытала умиление от рассказов коллег, радость от встречи с учителями, интерес от общения. А на самом приеме – грусть и сожаление о людях, которые когда-то давно и во многом неосознанно решили больше не чувствовать. Жить совсем без чувств. Совсем. Потому что в их прошлом было столько боли, что чувствовать что-либо было невыносимо. А сейчас также невыносимо жить ничего не чувствуя. Ни боли, ни радости. Совсем.
Мир очень многое теряет, когда мы решаем жить без чувств. Да мы и сами многое теряем. И один раз отказавшись от них построить на этом рационально крепком, но безжизненном фундаменте что-то новое очень сложно.
Совсем без чувств для меня равносильно отказу жить. Они – не всегда только восторг и радость, но всегда жизнь. Ее не всегда можно понять, но можно почувствовать. И это тоже целая наука ( Бьюдженталь Д. “Наука быть живым”– рекомендую).
Иногда, когда меня спрашивают: «Как себя чувствуешь?», – я, бывает, по привычке все еще отвечаю, не то, что чувству, а что думаю. Рационализирую. Но, к счастью, с каждым днем все реже.
Целая палитра наших чувств и эмоций всегда рядом с нами. Внутри нас. Радость и грусть, умиление и тревога, восторг и боль, сожаление и сострадание. Также, как всегда рядом с нами жизнь и смерть. И все же пока мы живы, я за то, чтобы в нас было больше жизни и меньше смерти. За то, чтобы продолжать чувствовать, умножая внутри себя жизнь.
Автор иллюстраций Nader Sharaf.