Рецензии – редкий зверь в блоге, но сейчас захотелось поделиться. Люблю кино, которое заставляет задуматься и встретиться с чем-то важным внутри себя. «Блондинка» Павла Мирзоева как раз такой случай.
Кино это фестивальное, неспешное. Как терапия, где важен процесс, а результат не измерить сразу. Привыкнув, например, к быстрому коучингу, ориентация на филигранное движение души может вызывать недоумение.
В русле популярной психологии смотреть его может быть скучно. Особенно, если прочитаны тонны книг о созависимости, а в похожих отношениях вы поколбасились лет сто. Аналогично, если молодецкую удаль с квартирниками на коммунальной кухне и распитием напитков перед ночным клубом оставили в эпохе кнопочных телефонов и интернета по карточкам. Такую историю отношений главной героини Иры с ее возлюбленным, режиссером любительского театра Львом (Евгений Цыганов), и показывает фильм.
Они, истории эти, в любом возрасте трагичны, но по мере взросления и, что уж там, старения особенно. Старая добрая придурь имеет место быть, но со временем на главной сцене ее теснят вопросы тривиальные, земные. А также предложения окружающей среды в адрес Иры сделать блонд и найти стабильную работу. Тогда можно вместо унылого подвала снять театральную площадку с видом на Неву за много тыщ рублей. Например, вписавшись в тренд на русские народные мотивы. Будет ли там место аутентичности и движению души – вопрос, но стабильность будет точно.
При этом деньги Ира, девушка с умом и психологическим образованием все равно находит. Она не остается в накладе, довольно шустро отбивает затраты. Сама жизнь подкидывает ей удачные решения. Расстановщики сказали бы, поле. Деньги для нее не ценность и не цель. За ними стоит, любовь, безусловная, всепоглощающая, как ей кажется, возвышенная. Ради нее она готова свернуть и в итоге сворачивает горы.
Влюбиться в юности в «мужчину мечты», потратить годы и литры слез. Потом еще столько же на психотерапию. Понять, что на самом деле хотела быть не с ним, а им. Присвоить право самой свободно распоряжаться своими талантами, ресурсами, деньгами. Додать себе то, чего хотела от него или несла к его ногам. Самой стать и волшебником в голубом вертолете и режиссером театра.
Таким мог бы быть рецепт от любовной зависимости, но пока звучит лишь совет перекраситься в блондинку. Идея «прилетает» Ире сразу от двух зрелых и благополучных женщин. Их мы встречаем в госучреждениях и роскошных интерьерах питерских квартир. Потолки, подпирающие небо, антикварная мебель, простор в строго очерченном метраже. То, что это метафора – не вопрос. Вопрос, как на него ответит героиня.
Как сочетать социально одобренный окрас, когда душа хочет выпускать ночью уток на свободу – тема актуальная. При том, что пьеса Володина (по ее мотивам сняли фильм) написана во времена СССР.
Любительский театр, где играет Ира, «Северная почта» – история личная. Это искусство не для всех. Но и оно соратников находит. От подруг, которые наскребают с ней на аренду до начальника турагентства, куда пускают переночевать. И это, конечно, история про своих.
Музыка Петра Налича и виды Питера – отдельный кайф. Все они работают на задачу противопоставления самобытности и стандартов, свободы и ограничений.
Стиль моей жизни сейчас тяготеет к девушке с грудным ребенком, на которой в итоге ее возлюбленный женился. Ее Ира встречает в окружении панельных новостроек. Там же она видит некогда бомжеватого вида возлюбленного, а ныне сотрудника телевидения в офисном костюме – Льва.
Однажды мне довелось пожить около года во дворах Невского проспекта и Колокольной улицы. Такое ощущение резонанса и единения с городом мало где доступно. Однако бонусом прилагались обострения маргиналов по весне, громогласные руферы, двор-колодец, куда нужно умудриться впихнуть невпихуемое авто. Отношения тротуаров и колясок, соседства детей и Московского вокзала тоже под большим вопросом. Поэтому сейчас рабочие кабинеты у меня в центре. Там свободно дышится и продуктивно пишется. А быт в новостройках с садами и поликлиникой под боком. Так вопрос отношений с городом пока решила я.
С прагматичной точки зрения критики влюбленность Иры не выдерживает. Но моя безбашенная часть ещё помнит творческий полёт, спонтанность, абсолютное доверие людям и ощущение, что впереди вся жизнь. Через образ Иры удается соединяется с этим.
Блонд героине в итоге не помог. Только волосы испортила. Да и выглядел он демонстративно: «Вот вам, только отвяжитесь!» Природа взяла свое. Краской самобытность не замажешь. Актриса Дарья Жовнер это виртуозно показала. Весенний город, велосипед, собака, подобранная на автозаправке, Ира, мчащая по солнечному Питеру… Видеть ее мне было отрадно. Впрочем, как и то, что кино на этой ноте завершилось. В реальной жизни, к сожалению, сценарии бывают разные.