Однажды шла с ребенком в поликлинику, увидела рекламу – картонные шалаши на асфальте: «Распродажа одеял, подушек, постельного белья». Постельное белье мне было нужно. Рекламу про себя отметила и двинулась дальше, после чего наткнулась на нее еще, наверное, раза три. На протяжении ста метров шалаши из картона стояли в нескольких местах.
После третьего или четвертого я все же свернула вместе с коляской на пандус, затем в магазинчик. Сделала пару маневров, нашла точку, где женщина из Иваново продавала то самое постельное белье. Посмотрела ассортимент, спросила про размеры, цвета, сфотографировала, решила подумать и ушла.
Вернулась через час и постельное белье в итоге купила. Не то, которое планировала, но тоже достаточно хорошее к взаимному удовольствию себя и продавщицы. Она в тот вечер возвращалась в Иваново, но не давила на меня скорым отъездом и срочностью. На такие манипуляции у меня обычно сразу падает забрало поэтому это я особенно оценила. Все происходило просто. Гораздо проще, чем иногда мы, помогающие специалисты, делаем при продаже и рекламе своих услуг.
Чему может научить нас эта история?
Тому, что иногда людям нужно наткнуться на наше объявление несколько раз. Правило 3-5 касаний, а то и больше. У нас не должно быть робости или опасений быть навязчивыми. В огромном информационном шуме мы вынуждены о себе громко и часто звучать, чтобы просто быть замеченными.
Еще рискну предположить, что когда я ушла подумать, у продавщицы не было долгой рефлексии: «О боже, мой товар не понравился… Я сама не подошла… Вдруг я что-то не то сказала?» Размышлений, которые часто свойственны помогающим специалистам.
Конечно, мы продаем не подушки, но можем проще относиться к тому, что клиент может так и не прийти, решиться, а после передумать. У него может быть миллион причин за гранью нашей скромной персоны. Это может быть вопрос цены, времени, графика, бюджета, подхода, и еще чего-нибудь, о чем мы никогда бы не подумали. Это нормально.
Чрезмерная рефлексия «тварь я дрожащая или право имею» себя продвигать или, Боже, упаси, продавать, расширению практики не помогает. Поэтому полезно разделять себя и «подушки». Отделять себя от своих услуг. Это бывает непросто, так как мы работаем собой, но необходимо. Иначе рискуем так и не дойти до сути.
Такие затруднения можно разбирать в личной терапии, что-то мы разбираем с коллегами на майнд группах «Практика PR» или тет-а-тет в формате менторства. Можно попробовать вывести вторичный процесс в расстановках, разотождествиться с ним. Что мешает развитию моей практики как бизнеса? Что личного я туда привношу?
Любыми доступными способами убирать лишнее, не относящееся к делу. Деньги – это просто деньги, работа – просто работа, PR – просто PR, продажа – просто продажа. Ничего личного в хорошем смысле этого слова.
Не нагружать частную практику чужеродным содержанием, а смотреть на нее как на хорошую работу за хорошие деньги с подходящей аудиторией, честным подходом, пониманием границ своих возможностей. Тогда появляется больше легкости и ясности. Продвигать и самим двигаться вперед становится легче.
13 августа (Вс.) 12:00-15:00 майнд группа “Практика PR” (онлайн). Коллективный разум для увеличения клиентского потока частной практики. Группа 4 чел. Стоимость 2000 руб. при оплате заранее, 2500 руб. в день мероприятия.