Недавно из пространства всемирной паутины мне прилетел запрос «понимающий психолог», вслед за которым моему взору открылось целое направление понимающей психологии. От идеалистического течения немецкой философии и психологии конца XIX века до Ассоциации понимающей психотерапии.
Я в этой ассоциации не состою и пока не стремлюсь туда, но спрос на понимающего психолога меня зацепил. И я долго размышляла, о чем он для меня, как психолога, и о чем он может быть для моих клиентов.
В первую очередь для меня это про разделенность. Про то, что я могу принести все свои переживания, сокровенные мысли, чувства, которым может не быть места в повседневной жизни, и психолог их примет. И это будет безопасно. Я, как клиент, не наткнусь на осуждение, отвержение или осмеяние.
И не встречусь с маской равнодушия и отчужденности. Думаю, вы хоть раз встречались с такими врачами, для которых пациент – не больше, чем ангина или простуда: «Кто там сейчас на очереди? А, очередной бронхит. Заходи!» И подходят они к его лечению очень протокольно. Может быть даже со знанием дела, но бесчеловечно что ли… Так вот для меня психолог – это лекарь, в какой-то степени врачеватель человеческих душ, который работает собой, своей живой, человеческой частью и видит в другом такого же живого человека.
Понимающий психолог слушает и слышит ту внутреннюю правду, которая в человеке есть.
Понимающий психолог — это про эмпатию, сочувствие, сопереживание. Понятно, что никто не способен чувствовать в точности как я, но, скорее всего, проживал нечто похожее. Горечь расставаний, уязвимость от очередного поражения, растерянность перед трудным выбором, смятение, одиночество…
Понимающий психолог принимает другого со всем, что в нем есть. И особенно с теми проявлениями, которые он сам в себе не принимает. Оценивает как негативные. Те, за которые его, возможно, гнобили много лет окружающие.
В этом смысле мне близки взгляды Карла Роджерса:
«Перед началом каждой сессии я останавливаюсь на короткое мгновение, чтобы вспомнить, что я тоже – человек.
- Нет ничего, что может произойти с человеком, чего я, будучи тоже человеком, не смогу с ним разделить;
- нет такого страха, который я не смогу понять;
- нет страдания, к которому я могу остаться бесчувственным –
это заложено в моей человеческой природе.
Как бы ни была глубока травма этого человека – этого передо мной не надо стыдиться. Я тоже беззащитен перед лицом травмы. И поэтому меня достаточно.
Что бы ни пережил этот человек – ему не обязательно оставаться с этим наедине. И с этого начинается исцеление».
Речел Наоми Ремен «Kitchen Table Wisdom: Stories That Heal»
Понимающий психолог – раненый целитель. С уже зажившими шрамами, которые не болят. И благодаря им он может исцелить тех, кто к нему приходит. Впрочем, на эту тему я писала большой пост здесь.
Он будет терпелив к пути клиента, его откатам. Не будет гнать лошадей или форсировать процессы в угоду своему эго или профессиональным амбициям. Будет понимать, что изменения не происходят быстро. На то, чтобы семена прорасли, нужно время.
Психолог, который что-то понял в жизни и профессии, не будет навязывать клиенту свою картину мира. Вести его к светлому будущему исходя из своего субъективного понимания. Топить за то, что нужно бросить этого мерзавца или во что бы то ни стало сохранить брак.
А вот с полуслова понимать клиента психолог не может и не должен. Он не телепат. Кстати, как и большинство людей :) Другой человек – это отдельная вселенная со своими переживаниями и мыслями, картиной мира. Впрочем, психолог должен хотеть эту картину понять и принять, как имеющую право на существование. Допустить ту реальность, в которой сейчас пребывает человек.
Или, напротив, вовремя чего-то не понимая, переспросить. Прояснить. Вовремя не понять иногда бывает важнее, чем понять что-то не то.
– Ты меня понял?
– Кажется, да…
– Можешь рассказать, что ты понял?
Даже в командном взаимодействии или бытовом общении это важно. Есть мнение, что все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно. Терапия не исключение и здесь, как и везде, важно прояснять.
Понимающий психолог пытается понять даже когда молчит. Молча присутствует. Здесь и сейчас. Тотально. Мысленно и физически.
В этом случае как клиент я чувствую, что меня видят. Меня понимают. Слышат. Я здесь есть. Я не одна. Я слышу себя.
Это то, что я очень ценю в своей личной терапии и работе с моими клиентами. Именно с этого начинаются изменения. Исцеление становится возможным.
Если сейчас вы в поиске своего психолога и вам откликается то, о чем я пишу, возможно, это повод поработать вместе…
Автор иллюстраций Agnes Toth