Мир не стерильная больничная палата. Иногда это довольно непредсказуемое место. Отношения тоже.
Самые коварные предательства я встречала от очень набожных и воцерковленных людей. Там, где “возлюби ближнего” и “мне тебя Бог послал!”
Самые болезненные трансформации проживала в отношениях терапевтических или учебнопсихологических. Где, казалось бы, все знают про этику, границы, экологичность и конфиденциальность. Но даже это, как позже выяснилось, не гарантирует ровным счетом ничего.
Не гарантирует, что не будет больно. Что кто-то мне не попадет в больное или чья-то тень не возымеет верх над разумом и светом. Не гарантирует, что, если, подлатав кровоточащую рану, я-таки доковыляю отношения прояснить, меня увидят, услышат, не ткнут снова в больное.
Борьбу света над тьмой в отдельно взятом homo sapiens пока никто не отменял. Истории, где психотерапевты не только делают ляпы, недобросовестно конкурируют, но и спят с клиентами, я слышу регулярно. Впрочем, я и сама могу ляпнуть интерпретацию или случайно попасть в больное. И для меня это про близость. Проявляться не только ромашками, но и какашками.
Что же делать? Доверяя, не идеализировать. Принимать свою неидеальность по чайной ложке дважды в день. Смешивая, не взбалтывать с крепким кофе или виски. И через принятие своего собственного несовершенства, допускать несовершенства другого.
Близость – это про риск. И к, сожалению, иногда про боль. Уязвимость. Ранимость. Подлинность. Горечь. Одиночество вдвоем. И даже если мы готовы рисковать, не факт, что готовы на том конце многоканальной связи.
Доверие от слова ВЕРА. Мы можем верить. Можем, собравшись с силами, сделать шаг. Пройти дрожащими ногами три метра навстречу. Что будет дальше, фиг знает.
На что я опираюсь начиная личные, дружеские или терапевтические отношения, где я клиент? На бережность к себе. На то, что вижу, а не слышу. На то, что чувствую, “зорко только сердце”. На факты, дела, в меньшей степени на слова. На то, чтобы раскрываться и сближаться постепенно. На понимание своих границ и знание, что смогу их защитить. “Кто рычать не умеет, стаю свою не найдет”.
Опираюсь на опыт. Да, бывало больно, грустно, досадно, но ладно. Однажды уже выжила, не разрушилась. Ни единожды.
Опираюсь на то, что одиночество не все, из чего можно выбирать. В одиночестве, скорее всего, ничего кроме пронзительной тоски по неслучившемуся не будет. Рискнув, можно выбрать интерес к другому, новый опыт, впечатления, встречу с иной картиной мира и новой собой в отражении еще одной пары глаз.
Опираюсь на чужое самораскрытие тоже. Оно помогает больше проявляться самой. Но и это опять-таки ничего не гарантирует. Аффирмация “Мне не больно” работает только в кино. Да и там только до второй части фильма. Ну а в жизни? В жизни бывает по-разному.