Когда каждая птица взмахивает крыльями, это создает подъемную силу для птицы, летящей следом. Летя клином в форме V, стая на 71% увеличивает возможную дальность полета по сравнению с птицей, которая летит в одиночку. “Уроки гусей” Милтон Олсон (Milton Olsen, Lessons from Geese).
Кстати, о птичках, а также о том, как и зачем искать свою стаю.
Некоторое время назад я работала в компании, которая поставляла оборудование для автоматизации производства. Отрасль непростая даже с учетом моего опыта PR в промышленности.
Зимой я часто ходила на обед вместе с Д. в соседний корпус через Смоленку. На обратном пути мы кормили уток, голубей и воробьев. Д. – специалист техподдержки и айтишник от Бога. По крайней мере, так еще в начале нашего знакомства решил мой гуманитарный ум. А еще Д., кажется, знал все о голубях и воробьях, и из принципа кормил пшеном только воробышков – “они маленькие и им всегда меньше достается”. Я же из принципа кормила в основном уток. Они прикольные, крякливые и меня умиляли их попы-поплавки, когда они ныряли за хлебом хвостами кверху.
Еще Д. часто примечал любопытные детали: то оттенок неба необычный, то цвет осенней листвы на кирпичной кладке дома, то отражение света в реке. Рассказывал о кометах, планетах и естественных науках. Я же все больше смотрела вглубь себя, размышляя о вечном или бренном. Благо вид кладбища из окна офиса к этому тогда располагал. И все чаще бросала взгляд на купола и питерские крыши. Д. смотрел на мир своими глазами, а я своими. Мы отражали его по-разному. Мы птицы разного полета и ареола обитания, но это не мешало нам мирно уживаться друг с другом. Потому что в каждом физике есть доля лирики и наоборот.
На понимание того факта, что другой человек – это ДРУГОЙ человек и совершенно другая вселенная мне потребовался двухдневный тренинг по управлению персоналом, несколько месяцев работы в школе и пара стопок текилы. А дело было так.
На последнем курсе Академии госслужбы в кризисном 2009 году мне посчастливилось поработать недолгое, но насыщенное время в частной школе. Сфера была исключительно моя – гуманитарная и женская. Однако условия труда в этой организации заставили бы содрогнуться многих чиновников из Минобрнауки, а ночные загулы сотрудников устыдиться не только учащихся, но и их родителей.
Там я научилась азам SEO-оптимизации, потренировалась в написании текстов, съездила на пару выставок. Параллельно с этим научилась играть в покер на деньги, «правильно» пить текилу, томно курить с видом умудренной опытом 20-летней женщины и работать по утрам с похмелья. Через три месяца я изложила этот опыт в дипломе, дав ему лаконичное название «Основные виды PR-деятельности на рынке образовательных услуг». Защитила с отличием, но о текиле и покере предусмотрительно умолчала.
Еще через некоторое время, когда проиграла в покер последние деньги поняла, что такое положение дел не сулит в перспективе ничего хорошего, я уволилась. Вывода сделала три:
- Пить и курить женщине вредно, а будучи сотрудником школы, еще и аморально;
- Я не лучше, но и не хуже остальных, просто птица другой стаи и другого полета;
- В компаниях с серыми выплатами и сомнительной репутацией о своем увольнении лучше говорить после получения зарплаты, иначе можно не досчитаться положенных денег.
К сожалению, или к счастью, но пиарщикам не всегда удается работать с себе подобными гуманитариями. И далеко не все женщины работают в женских компаниях вроде салонов красоты, больниц и школ. В конце концов, и наукоемкие отрасли промышленности кому-то продвигать надо. Да и на мужской работе можно работать по-женски, если подходить к делу творчески. При этом даже физики при желании могут отлично уживаться с лириками. Было бы желание.
Сейчас для меня не столь важна отрасль. Но крайне важно, чтобы в том месте, куда я вкладываю время, энергию и часть души, мой труд ценили и с благодарностью принимали. Чтобы в главном – в ценностях, мы совпадали. Ну а если принятия нет, если к погрешностям в работе нет снисхождения, а к способностям, образу жизни, мышления и идеям – уважения, не стоит доказывать уткам, что ты лебедь и разменивать бриллиант по рублю. Себе дороже. В этом случае никогда не поздно расправить крылья и поискать другую, свою стаю.
Автор иллюстраций Norvile Dovidonyte.