«Вареные яйца и курицу в фольге положила?», – участливо спросил муж, перед моим отъездом в Вологду.
Я рассудила, что в поездке на ночь глядя они мне не понадобятся. Утром я уже буду на месте. Зато соседка по купе, женщина преклонных лет, запаслась по полной. Яичная ароматерапия с нотками ее сладкого парфюма распространялась на полвагона. Мой провиант был бы вне конкуренции.
В вологодском поезде комфорт-класса давно есть биотуалеты, кондиционер, одеяла и подушки из современных материалов, но и вареные яйца оказывается есть тоже. В Вологде давно есть современные отели, такси, рестораны со столичным сервисом и кухней, сообщество психологов и конференция, куда я приехала с мастер-классом. Но и храмы, «резные палисады», вездесущая буква «О» в наречиях и названия тоже есть. Органичное соседство старины и современности, которые дополняют друг друга.
Мне посчастливилось жить в сердце города, в самом эпицентре церквей и храмов. При выходе из отеля я попадала прямиком в руки к Богу. Промахнуться было невозможно. Ранним утром наслаждалась звоном куполов и осеним солнцем, слушала, чем живет и дышит просыпающийся город. Согревалась кофе и отъедалась блинами.
На конференцию пришла к обеду. Выбрала мастерскую по системным расстановкам Ольги Поповой из Череповца. Взяла в профессиональную копилку несколько упражнений и разрешающих фраз. В очередной раз убедилась, что с «хорошим» партнером разойтись проще, чем с «плохим». В первом случае расстаются двое взрослых, самодостаточных людей. Обидно, больно, но не смертельно. Жизнь продолжается. С «плохим» партнером у нас много не исцеленных детско-родительских тем, эмоциональных качелей и штырева. Расставание подобно смерти. Невроз влюбленности. С этим лучше на терапию.
Но, главное, к вечеру первого дня до меня дошло – я приехала в Вологду не столько учить или учиться, сколько погреться. После незамысловатых расстановочных упражнений усталость бессонной ночи в поезде ушла, внутри затеплилось.
Сделали свое дело и встречи с коллегами из «Гармонии». Вкусная еда, атмосферные места, искренние беседы и шутки «у него разыгрался на меня Эдип» работают не хуже психотерапии.
На свою мастерскую «Этичный PR» утром следующего дня я шла, как говорят психологи, в ресурсе. В теме выхода в публичное пространство у помогающих практиков часто много страхов, сопротивления, опасений. И тогда во время лекций или индивидуальных встреч есть ощущение, что знания и энергия уходят в песок. Но это был не тот случай. На удивление, я видела включенность участниц, чувствовала интерес, готовность перенимать опыт. Это был тот случай, когда работа утомляет физически, но наполняет на глубинном уровне. Понимаешь, что не зря проделала свой путь.
После конференции ярким открытием оказался «Музей забытых вещей», где я нашла то, о чем давно забыла. И это были не вещи. Хотя вещей в комнате, куда я попала, было действительно много: книжные стеллажи, манекен, фарфор, черно-белые фото, смартфон и магнитофон мирно пыхтели в унисон самовару. Там, в комнате под крышей с выходом на балкон, я обнаружила такую концентрацию энергии и жизненной силы, которая, казалось, охватывала не одно поколение! И это после того, как первого владельца дома сослали в Мончегорск, где он сгинул, а музей превратили в коммунальную квартиру.
Жизненная сила рекой стекалась к ногам директора музея, дамы преклонных лет с массивными украшениями и иссиня черными волосами, которая сидела за столом с самоваром. В такие моменты понимаешь, главные вещи – не вещи. И несмотря на весь трагизм родовой истории жилого дома, а ныне музея, энергия жизни по-прежнему течет. Даже просто подышать под кипение самовара и выйти на балкон с видом на храмы дорогого стоит.
Поездка в Вологду оказалась для меня про гармоничное соседство старины и современности. Про жизнь и то, что принято называть благодатью. Про красоту палисадов, фасадов, церквей. Проточность и чистоту. Бережную заботу и участие. Желание помогать и созидать, из которого рождаются, в том числе и такие конференции.
Утром понедельника по возвращении в Петербург у меня было много дел. Погладить потрепанный сертификат участника, разослать материалы мастерской, но, главное, снова привыкать к толпам в метро, виртуозно уворачиваться от людей и рекламных щитов, каждый из которых может невольно испачкать или так и норовит что-нибудь продать…