Трейлер к фильму «Территория» я смотрела дважды, но так и не поняла, о чем будет кино. С этим вопросом и отправилась в Аврору – один из моих любимых Петербургских кинотеатров.
В большом зале людей было мало: садись – не хочу. В темноте кто-то ехидничал: «Пустой зал. Неужели проваливается Территория?» Впрочем, по мне, эта выборка была не репрезентативна. Любое кино покажется провальным, если это утренний сеанс в будний день.
О чем в итоге фильм «Территория»?
Как ни странно, о территории удивительно-изумительной красоты у берегов Ледовитого океана. Потрясающие, без преувеличения, кадры! Операторы снимали суровый русский север летом, осенью, зимой. Реки, водопады, перепады, скалы, вулканы, льды. С самолета, вертолета, воздушного шара – не знаю. Это просто надо видеть. Смотришь на эти кадры и удивляешься: неужели это все мое? То есть, наше. То есть, государственное. Российское. В контексте этих красот особый вес приобретают слова геолога Ильи Чинкова (актер Константин Лавроненко): «Территорию не отдам!». Мне послышался в этом легкий политический подтекст. Ну да ладно.
Еще фильм, конечно, про людей, точнее про геологов. О них я до просмотра «Территории» знала крайне мало. Когда была маленькой, вместе с нами в коммуналке жил дядя Витя – геолог. Летом он уезжал в экспедиции, а зимой беспробудно пил. Кажется, он был детдомовский, а в комнате у него было много плакатов голых женщин. На этом мои познания о людях этой профессии были исчерпаны. О подводниках, металлургах, ученых и строителях в последующие годы я узнала больше. О геологах только сегодня.
Узнала о том, что среди геологов – первооткрывателей практически нет романтиков. Романтики за золотом приходят позже, когда работяги-супермены вроде парня по прозвищу Кефир намоют или откопают в недрах территории заветное золото. Тогда-то за ним и последуют романтические натуры.
В фильме «Территория» героев-романтиков действительно немного, зато есть философы, размышляющие о том, что все мы из глины выходим и в глину возвращаемся. Есть герой Евгения Цыганова, предпоследний авантюрист и одиночка, как он сам себя называет. Есть герой Григория Добрыгина – открыватель новых маршрутов. «В том, что он бессмертный он ни минуты не сомневался. Нормальная вечная жизнь».
Фильм идет долго, без малого три часа. Стоит ли его смотреть? Думаю, стоит, но только тем, кому действительно интересны люди и российские северные территории.