Говорят, частая история второго триместра – поиск альтернативы утраченному. Новое состояние уже не отрицаешь (пост про отрицание тут), но с отказом от привычного образа жизни пока смириться трудно. Рабочий ритм, отдых, отношения с семьей и друзьями теперь под большим вопросом. Начинаешь искать альтернативу. Так в расписании между лекциями для беременных могут появиться курсы каллиграфии или экстремального вождения. Токсикоз уже отпустил, а живот пока не мешает. Чего время терять?
В моем случае – это издание книги, частная практика, обучение методу расстановок, выступления на конференциях. Искала ли я замену? Пожалуй, нет. Просто старалась завершить намеченные в начале года проекты. Наверное, поэтому несмотря на частые простуды и паузы второй триместр был самым активным. Больше отдыхаешь, но и больше успеваешь – парадокс.
При этом беременность обнажает старые травмы, окунает в детско-родительский опыт. Привет, раненый ребенок! Могут обостряться состояния одиночества, беспомощности, отвержения, покинутости. Может казаться, что меня не понимают, не видят, не ценят, я плохая, мне здесь не место и т.д. Может проявиться умение быть с собой наедине или, наоборот, не быть. Но когда бежать впереди паровоза уже не можешь, приходится замедляться и встречаться с собой. Например:
- Прислушаться к телу, которое теперь трудно игнорировать и воспринимать как нечто, прилагающееся к мозгу;
- Осознать перфекционизм и отношение к материнству, как к идеальному проекту с четкими KPI;
- Решить развивать спонтанность, как альтернативу контролю;
- Отказаться от ожиданий. Беременность и роды никому ничего не должны;
- Учиться быть в неопределенности, начиная с тела, которое то болит, то вот-вот родит;
- Развивать умение слушать себя, уважать свои “не хочу”;
- Решать задачи и договариваться с партнером словами через рот;
- Выстраивать отношения с родными и окружающими, учитывая личные границы.
В этот период можно учиться новому. Например, просить о помощи и поддержке, если до этого привыкла делать все сама. Бережно к себе в сопровождении психолога бинтовать душевные раны, чтобы не передавать травмы поколений дальше.
Вместе с ревизией детских вещей «разложить по полочкам» свои установки. Например, что отныне нужно положить жизнь на алтарь «святого материнства», с рождением ребенка «жизнь кончена» и «теперь ты себе не принадлежишь».
Сказать легче, чем сделать. Поэтому в этот период важны новые опоры: единомышленники, знания, вдохновляющие примеры, поддержка близких. И личная проработанность, конечно, тоже. Ибо залог психического здоровья ребенка – психотерапия родителей за пару лет до его зачатия. Впрочем, никогда не поздно начинать :)
Полный список постов доступен на странице Беременный психолог | Дневник беременности или по хэштегу #беременныйпсихолог_legkoblog в любой из соцсетей.
Фото – Мария Оборотова