

«Это невозможно!» – гласила очередь на госуслугах. «Это безрассудно!» – убеждали адепты теории привязанности. «Слишком рано…», – говорили знакомые. «Ну вам в садик надо, да», – шепнул педиатр, вынимая шустрого ребенка из раковины в своем кабинете. «Попробуйте», – сказал психолог на отборочной комиссии. «Попробуем…», – решили с мужем мы.
Попасть в садик трудно, забрать всегда можно.
Саша пошел в сад осенью 2021. В сентябре ему исполнилось 1,6 мес. Садик новый, государственный, в шаговой доступности от дома. Группа полного дня, где числилось около 25 детей. Зимой ходило не больше десятка. Весной – человек пятнадцать. Частая ротация. Кто болеет, кто уезжает…
Слышала мнение психологов «отдавать либо до 1,7 мес., либо после 2,11 мес.» Пробовала опираться на позитивный опыт других мам. В итоге все равно пришлось нарабатывать свой, искать свое «правильно».
Тогда же, осенью я забеременела. Было время на адаптацию старшего до рождения младшего весной. Это было важно, чтобы не суммировать стресс. В 2,5 года поход в садик вкупе с появлением второго малыша был бы в разы травматичнее.
Адаптация
Адаптация была непростой. К сожалению, госсад и большой поток детей не позволяли находиться в группе с сыном и постепенно «утекать», отдавая инициативу воспитателям. Сватать садик, рассказывая, как там классно, было бесполезно в силу возраста. Приводила к восьми утра, отдавала в группу, скрепя сердце. Прощалась. Все. Сначала оставляла на 1-2 часа. С воспитателями была на связи. Если малыши не успокаивались, родители приходили, забирали. Мне не звонили ни разу.
Я пристально следила за состоянием ребенка: физическим и эмоциональным: сон, аппетит, изменения в настроении. После сада помогала разлуку оплакать, дать выход напряжению, утешить или подурачиться. Несмотря на частые утренние слезы днем я забирала из сада озорного и игривого ребенка. Это помогало продолжать.
Через несколько месяцев попробовали оставить на обеденный сон. Этот момент сепарации я всячески оттягивала. В первый день хотелось обнять и плакать. Себя. Но тут вопрос кому труднее, малышу или маме? Если маме, кто тогда взрослый? Настрой родителей влияет. Если мама сама держит канат с одной стороны, его будет держать и ребенок.
Первые месяца три водила на четыре часа до обеда. До вечера 16:00-18:00 стали оставлять весной. Саше тогда уже было два года.
Старалась выдерживать ритуалы: идти по одному и тому же пути, давать нажимать на кнопки, забирать с сюрпризами. Предупреждать, когда за ним вернусь. Обещать что-то интересное после сада “пойдем туда-то”, “будем делать то-то”. И обязательно держать слово. Давать с собой его любимую игрушку.
Воспитатели говорят, что у меня очень самостоятельный ребенок. Сейчас в 2,5 года, слезы по утрам бывают до сих пор. С папой меньше. Со мной чаще. Сказывается и кризис трех лет, который начался в неполные два. “Стой здесь – иди туда”, резиновые сапоги в +30 и прочие радости жизни. Обнять, плакать, пить пустырник и ждать, когда пройдет. Утешать по очереди, когда один из родителей слетает с петель. К четырем, говорят, легчает. Ждем-с.
Обоюдное напряжение по-прежнему снимаем активными играми дома или на площадке. Стараюсь делать то, что интересно ему. Полностью присутствовать в моменте. Быть эмоционально в доступе, когда это нужно ребенку. Поваляться в кровати, подурачиться. Держать зрительный, тактильный контакт. По сыну обычно видно, когда он «подзарядился» и побежал дальше покорять мир.
Снова сопли
Садик первого года не гарантия, что малыш будет ходить по графику. Адаптация, прививки, отпуска и праздники, сезонные ОРВИ. Прививку от гриппа мы делали. В первый год сопливил почти весь эпидсезон, ОРВИ приносил раз в 2-3 недели. Ничего серьезного, но и приятного мало. Учитывая, что до 1,5 лет он болел простудой всего однажды. Ждем, надеемся, верим, что перерастет. Смотрим с мужем на сопли, как одну из задач сада – закалить иммунитет к внешним раздражителям. Но в беременность младшим было тяжко. Все ОРВИ доставались мне в двойном размере.
Работать full time в этот период было бы нереально, но я и не планировала. Иногда оставляла Сашу дома. Делала короткую неделю, освобождая день в пятницу, если чувствовала, что садика много, и мы оба от него устали. Подъемы в семь утра зимой с моим токсикозом и его истериками давались сложно обоим. Было важно стабилизировать не только его, но и себя.
Социализация
Нужна ли ребенку социализация? В 1,6 мес. точно нет. Но посильная фрустрация, умение выдерживать разлуку, плюс системность – да. Соблюдать распорядок: четкие правила, порядок ритуалов еды, сна, занятий, прогулок и настойчивость воспитательниц. Сейчас в 2,6 мес., игры с детьми выходят на первый план. Мой лимит работы аниматором ограничен. Группе из десятка сверстников я точно проиграю.
Развитие
В садике они рисуют, лепят, делают зарядку. Со второго года танцы и физкультура. На дополнительные развивашки кроме сада пока не ходит. Навыки добирает в семье: на даче, в поездках, на больших детских площадках. Безопасное пространство любящих людей, “деревня привязанностей” дают опыт с лихвой. Но, возможно, ближе к трем годам добавим какой-нибудь спорт.
Атмосфера
Воспитатели в целом хорошие. Душевная нянечка, для которой дети «как свои», утешала в время адаптации. Я ей очень благодарна. Приветливый охранник, с которым Саша любил наблюдать за мониторами. Воспитатели с вниманием относятся к детям, но были нюансы. Один раз свежий ушиб, который никто не видел, но «он не плакал». В другой раз пришла раньше. За дверью плачет мой ребенок и ему в ответ: «Минин не ори!» Пришлось поговорить о границах строгости и жестокости. С тех пор стала приходить за ребенком в разное время. Больше такого не повторялось.
Опиралась на то, что важно делать такие эпизоды видимыми, говорить словами через рот. А также различать реальные опасения с мороком, который создают собственный детский опыт и резонансные публикации в СМИ.
Плюсы
- Цена и близость к дому;
- Для нашей семьи как системы из четырех человек это стало хорошим подспорьем. Возможность гибко работать, готовиться к родам, отдыхать;
- Садик новый, чистый, небольшой, есть государственный надзор;
- Меню. Чтоб меня так кормили;
- На горшок пошел сам в 2,2 мес. В саду их там дружно высаживают;
- Сын тянется за детьми в части навыков: новые звуки, привычки;
- Границы и системность. Деток мягко, но настойчиво приучают к порядку и дисциплине, чего мне с моим гуманизмом иногда не хватает.
Минусы
- Адаптация первого года;
- Сопли и ОРВИ;
- Много детей, невозможность индивидуального подхода.
Что в итоге?
Я пыталась ориентироваться на теории, мнения экспертов, коллег-психологов, требования сада. В итоге опираться на себя, своего ребенка и свою семью оказалось самым верным.
Слезы первого года до сих пор вспоминаю с содроганием. Чувство вины, что “сдала ребенка в сад” догоняет иногда. Тогда стараюсь уходить от картинки идеальной матери к достаточно хорошей с границами своих возможностей. От создания тепличных условий к необходимости помогать справляться со вызовами мира. От детоцентризма к оптимальному решению для всех членов семьи.
Садик – не панацея от всех проблем, но хорошее подспорье. Не идеальное решение, но лучшее из возможного для нас сейчас.