

Если когда-то мне непросто давались перемены (смена школы, города, страны и т.д.), есть риск, что я буду стараться уберечь от боли своего ребёнка. Не давать нужное движение там, где смена организации были бы полезны. Или, наоборот, переводить из одного учреждения в другое в поисках чего-нибудь. «Чего-нибудь», как правило, бывает видно в расстановке.
Что я на самом деле делаю, когда это делаю? Кому на самом деле пытаюсь создать другое место? Для кого? Ребёнка, «ребенка» внутри себя или еще кого-то за пределами актуального опыта, неся чей-то чужой системный груз? Скармливая этой боли время, силы, нервы, деньги.
«Когда ты станешь большим, сын,
Мне очень хочется знать, дочь,
Мне очень хочется верить,
Что ты откроешь все двери,
Не бойся что-то менять.Когда ты станешь большой, дочь,
Когда доверишься мне, сын,
Тогда поймешь,
Почему все, что я не смог,
Мечтаю воплотить в тебе».Денис Клявер
Трагичная намечается история. Жизнь детей, которым вручают родительскую судьбу. «Не бойся что-то менять», но лишь в нужную мне сторону. Потому что у меня на тебя большие планы. Так себе свобода…
Энергия может уходить и на отсутствие движения, попытки удержаться в «нужном» месте мертвой хваткой. Нужному кому и зачем? Кого в большей степени я пытаюсь уберечь, ничего не меняя? Казалось бы, переведи уже ребенка в другую школу, сад и успокойся. Но что-то держит. Что?
Возможно, происходящее я с чем-то перепутала. Возможно, кого-то с кем-то путаю сейчас. У тебя, дорогой мой сын (дочь), своя судьба. У меня своя. У тебя другие вызовы, другие задачи. Возможно, это именно то, что тебе нужно сейчас для их решения.
В любой непонятной ситуации универсальный совет полевого терапевта – расставить и посмотреть. Как минимум, остановиться, вдохнуть, выдохнуть и соединившись с происходящим, сказать:
«Похоже, что-то непростое со мной в этом месте происходит. Я встречаюсь здесь с чем-то сложным. Мое тело реагирует так-то… Эмоции возникают такие-то… Мысли звучат так-то… Что ж… Я это вижу. Признаю все, что со мной происходит. Даю этому место.
Признаю все инстинкты и реакции тела (какие?) и то, как они поддерживают мою безопасность. Все чувства (какие?), мысли и убеждения (какие?). И также даю им место.
Я признаю всех членов моего рода и тех, кому это принадлежит. Все истории, которые с этим связаны и не были завершены. А также опыт моей души. В нем есть для меня ценность и смысл.
Но сейчас эти истории закончились. У меня другая история и другие задачи. Это слишком для меня. Я хочу по-другому. Я оставляю это тем, кому это принадлежит с уважением и благодарностью. Это помогало раньше, но сейчас другое время. Если мне понадобится, я всегда могу к этому вернуться».
Примерно так это может звучать в расстановочной работе, но может не звучать вообще. Главное – движение души, чуткость к себе и происходящему. Большая часть айсберга лежит за ватерлинией универсальных решений и готовых расстановочных фраз.
Здесь дала еще одно хорошее упражнение для самостоятельной расстановочной работы с историями рода и расстановочные фразы.
Зачем нужны такие заморочки? Младшие члены системы часто несут непрожитый груз старших. Мы на правах младших по отношению к нашим пращурам. Наши дети по отношению к нам.
Понимание процессов и завершение не относящихся к делу историй экономит деньги, силы и время – самый ценный и невосполнимый для нас ресурс. Помогает освободить себя и детей от переплетений и груза прошлого. Отпустить в новый опыт, судьбу и дать именно то движение, которое нужно именно сейчас.
Возможно, вам будет интересно:
- Системные расстановки: иллюзии и смирение
- Метод системных расстановок и психотерапия
- Семейные расстановки по Хеллингеру: мой отзыв
- Расстановки: помочь себе, потом – другим
- Расстановки онлайн. Системные семейные расстановки
- Практика “Завершение эмоциональной зависимости”