Некоторые полотна, как книги или фильмы, нужно смотреть вовремя. Приглашение посмотреть выставку Фриды Кало в Музее Фаберже (Санкт-Петербург) оказалось для меня очень своевременным. Я почувствовала, что пора, и не ошиблась. Это одна из тех выставок, которая оставляет содержательное послевкусие. Настолько, что отзыв о выставке родился практически сразу. Им и делюсь.
Однако поход в музей начался с суровой прозы жизни – очереди. Это, конечно, не очередь на московскую выставку Серова, взорвавшая в этом сезоне интернет, но все равно выглядит внушительно. Поэтому лучше заранее заказать электронный билет на сайте Музея Фаберже. По нему проход через отдельную дверь будет быстрее. Стоимость билета (электронного или обычного) – 450 рублей.
Собственно именно картина “Сломанная колонна” (1944) стала символом этой выставки. Ее можно было встретить на уличных афишах и перед входом в зал. На экспозиции она также была.
Накануне я прочла описания некоторых работ с комментариями куратора выставки в Музее Фаберже Екатериной Лопаткиной на портале Афиша Daily и мне сразу многое стало понятно. О творчестве, судьбе, взгляде на жизнь Фриды Кало. И выставку осматривала уже осознанно.
На выставке в Музее Фаберже помимо самих картин показывают документальный фильм о художнице. Поэтому даже если не удалось узнать о ее жизни и творчестве заранее, на выставке для этого есть отличная возможность.
Также на выставке много фотографий самой Фриды Кало, а также ее близких и родных.
Есть карандашные работы и наброски картин. Лично мне было очень интересно взглянуть на первоначальный набросок портрета Лютера Бербанка (1932).
В картинах Фриды Кало очень много чувств. И это подтверждает момент из одноименного фильма, где ее муж Диего Риверо говорит: «Я изображаю то, что вижу, а ты – то, что чувствуешь». Эта работа символизирует потерю ребенка, которого Фрида отчаянно хотела и которому так и не суждено было родиться.
Или картина, посвященная их непростым отношениям с Диего Риверо.
Кстати, после выставки в Музее Фаберже фильм «Фрида» (2002г.) с Сальмой Хайек в главной роли я тоже пересмотрела. И если раньше многие моменты вызывали у меня недоумение, то теперь я внимательно следила за появлением каждой картины в кадре. Каждая – отражение ее чувств, ее боли в конкретный момент жизни.
Фриду Кало часто причисляли к сюрреалистам, и действительно, в ее картинах есть некоторое сходство с тем же Сальвадором Дали. Однако сама Фрида от этого всячески открещивалась: «Я никогда не рисовала снов. Только свою действительность». Не забывая при этом облачать ее в различные символы.
А действительность Фриды Кало, надо сказать, была очень и очень трагична. Автобусная авария и последующая инвалидность, невозможность иметь детей, измены мужа, ампутация ноги, смерть родных.
По хэштегу #фрида в соцсетях нынче можно найти самые разные записи. Как правило это растиражированный образ художницы, который становится популярным в стилизованных фотосессиях у девочек 22+. Кому-то сходство удается лучше, кому-то хуже. Некоторые точь-в-точь как Фрида. Но глядя на них я думаю: «Не дай им Бог за пределами фотостудии повторить ее печальную женскую судьбу».