Специалисты по PR входят в топ-10 самых стрессовых профессий. Пиарщиков опережают только самые «экстренные» работники: пожарные, хирурги, руководители фирм и полицейские. Любить свою работу, иметь хобби и практиковать дыхательные методики – это стандартные, известные всем рекомендации. Однако еще важно разобраться в смыслах и отношении к миру. Как мыслить, трудиться и жить вне категорий стресса и чрезмерной рефлексии? Об этом и других нюансах в работе пиарщика я рассказала, отвечая на вопросы Алексея Шабельского, главреда газеты #prspb (№5, 2017г.).
Все знают, что стресс – неотъемлемая часть работы пиарщика. Техники работы со стрессом широко известны, также, как и различные тренинги. А вот как быть, если явного стресса вроде бы и нет…
Сразу хочется спросить, а что есть? Вот несколько моих личных маркеров, что пора что-то менять:
- Счастье — это когда с удовольствием идешь на работу и с удовольствием возвращаешься домой. Если «все хорошо» («квартира, машина, мировая слава»), но по ощущениям не очень, если нет радости от жизни – это повод как минимум задуматься;
- Если нет сил, не хватает энергии, отсутствует желание вставать по утрам;
- Если регулярно происходят срывы, депрессия, апатия. Усталость, причем хроническая;
- Если хорошо только в одной сфере – рабочей, а в части личной жизни, в сфере хобби, здоровья, друзей провал;
- Если обостряются, а потом долго не проходят хронические болезни.
Даже когда вроде бы все хорошо на работе, мозг пиарщика работает практически 24/7. Дома вы продолжаете непроизвольно обдумывать детали нового проекта, искать выходы на нужного журналиста или переживать из-за конфликтной ситуации на работе.
Если дома вы продолжаете непроизвольно обдумывать детали нового проекта, искать выходы на нужного журналиста или переживать из-за конфликтной ситуации на работе, значит, вы не дома. Вы по-прежнему на работе. И тут важно, во-первых, эти моменты отслеживать, а во-вторых понять, что я могу сделать, чтобы дома оказаться? Оказаться здесь и сейчас. Полностью быть в настоящем моменте, а не в обдумывании проектов или внутренних диалогах с коллегами/подрядчиками, которые я продолжаю вести. Это повод обратить на это внимание и с этим разобраться. Что такого для меня в этой ситуации, что я прокручиваю ее раз за разом?
Кроме того, иногда бывает полезно восстановить контакт с телом и вспомнить, что это не только транспортный перевозчик для мозга. В работе пиарщика, у которого мозг работает в многозадачном режиме, это особенно важно. Все, что возвращает контакт с телом, может помочь. Спорт, танцы, медитативные практики. Универсального рецепта нет, важно искать свой.
У каждого из нас есть тело, ум и душа. В течение дня когда-то мы задействуем тело, в какое-то время больше занят наш ум, а когда-то трудится душа. И очень важно позаботиться о том, чтобы было чередование этих нагрузок.
Как сохранять позитивный настрой и рабочие вопросы оставлять на работе? Как быстро переключаться из рабочего режима в выходной?
Об этом я сказала выше. Здесь еще можно добавить, что советов много. Вот, к примеру, некоторые из них:
- Четко соблюдать режим дня, обязательно отдыхать во время обеденного перерыва;
- Выключать мобильный телефон после 19:00;
- В свободное время и в выходные дни большую часть времени уделять семье и друзьям;
- Заниматься хобби, не связанным с профессиональной деятельностью;
- Следить за своим здоровьем, при заболеваниях брать больничный лист и лечиться дома;
- Заниматься спортом или хотя бы делать упражнения в течение дня, перераспределить рабочие обязанности, выполнять только свои.
Почему от хороших советов не становится хорошо?
Скажи мне об этом лет пять назад, я бы сказала «угу» и пошла бы дальше. На работу. Потому что, не смотря на все умные советы внутренний раздрай все равно остается. Он не уходит. И если нет позволения, 100% уверенности, что я имею полное право не работать в выходные, даже если выключишь телефон, мало что изменится. Тревога не уйдет. Страх за судьбы мира будет только нарастать. И далее в зависимости от конкретной ситуации. У каждого пиарщика повод для беспокойства будет свой.
Какие вопросы стоит задать, чтобы пролить свет на ситуацию?
Для начала хорошо бы обратить внимание на себя, честно спросить и честно ответить: «Мне, вообще, как оно? Вот сейчас вся эта ситуация? На уровне ума, эмоций, тела?» Если плохо, понять, а зачем я все еще здесь, в этой ситуации? Прояснить свои явные и скрытые выгоды такой вот работы пиарщиком.
К примеру, затем, чтобы доказать, что я чего-то стою. Или потому, что кажется, что, заботясь о себе, я «краду» энергию и время у других людей или проектов. Затем, чтобы выжить, потому что без работы «пропаду и пойду по миру». Затем, что «никто кроме меня» и «только на мне держится вся отечественная промышленность». Возможно затем, чтобы выполнять чьи-то «заветы Ильича» или получить больший статус за счет сопричастности к бренду компании; найти на работе вторую семью; получить недостающий в повседневной жизни кайф и драйв и т.д.
Если пять раз письменно задать себе вопрос «зачем?» и пять раз на него ответить результаты могут удивить и пролить свет на причины происходящего.
Как быть в рабочее время в тонусе и позитивно настроенным, если все дедлайны сорваны и проект под угрозой срыва?
Очень сложно быть позитивно настроенным и сохранять дзен, если вокруг кони скачут, а избы и дедлайны горят. Беспокойство, волнение, тревога – частые состояния в работе пиарщиков. Даже для гуру PR и опытных антикризисных менеджеров.
Если время «Ч» еще только предстоит, может помочь прием Ирины Хакамады: «Выигрывает в смертельном бою только тот самурай, который уже мертв» (ее полная лекция “Лидерство” доступна тут). Прожить историю провала заранее, представить самый страшный вариант развития событий и свои дальнейшие шаги. Что можно будет сделать тогда? Иногда проиграв «эпикфейл» заранее, легчает.
Если избы уже горят, то основной вопрос к себе: «Что может мне помочь сохранять внутреннюю устойчивость, здравый смысл и трезвый взгляд на происходящее здесь и сейчас?» Может, заземлиться (почувствовать стул и землю под ногами), зацепиться взглядом за яркую деталь интерьера, а, может, срочно вывести себя из «зоны военных действий», подышать или покурить?
Ну а когда все уже случилось, важно провести работу над ошибками и понять, что можно было сделать по-другому нет только в плане реализации проекта, но в части отношения к нему. Может быть, снизить планку требований, отодвинуть в сторону внутреннего критика и сделать good enough project или самому быть good enough manager. Может, трезво оценить границы своих возможностей и понять, на какие процессы в компании работа пиарщика реально влияет и это зона моей ответственности, а на что нет…
Что делать, если чувствуешь, что буквально сгораешь на работе?
Не делать выбор – тоже выбор. Я выбираю ничего не делать и оставаться в этой точке. Но если я понимаю, что не хочу сгорать на работе, то как я тогда хочу? Куда я хочу? В каком состоянии? В каком ритме и формате работы? В каком коллективе? С каким функционалом?
Кого или что я выбираю, выбирая эту работу, ритм, коллег и т.д.? Выбираю ли я себя? Если нет, чем/кем я руководствуюсь, когда это выбираю? Из какого места я делаю этот выбор? В ладу ли я со своими эмоциями, телом, желаниями? Мы очень обусловлены своими сценариями и установками, причем, не всегда нашими. Очень важно осознавать это.
Еще важно в работе пиарщика сводить к минимуму поглотителей энергии. Задавать себе вопросы: «Где сейчас моя энергия? Что с моими ресурсами?» И если вдруг чувствую, что мне не хватает энергии, прояснять: «Почему она ушла? Что такого я с собой сделала/сделал, что меня опустошило? Какая поддержка мне сейчас нужна, чтобы восстановиться? Что нужно, чтобы впредь такого не было?»
Во-вторых, в работе пиарщика важно восполнять ресурсы. Отдыхать до того, как начнется усталость. На любую работу нужны силы, и на работу под названием «Отдых» тоже. Не уставать так, чтобы не оставалось сил организовать его себе. Правильно отдыхать тогда, когда чувствуете: еще немного, и придет усталость. Пока есть силы — организовать себе отдых.
У каждого он свой. Кто-то с парашютом прыгает, кто-то в лесу медитирует, кто-то сериалы смотрит. Для поддержки себя и пополнения энергии подчас не нужно много. Выражение «стыдно так напиваться на рубль» в этом деле тоже выручает. Иногда несколько часов сна могут заменить поход в дорогой ресторан.
PR-специалист очень много общается с большим количеством разных людей. Как не уставать от такого общения и быть все время «френдли»?
Никак. Мы все разные и кому-то можем не подойти, а кто-то может не подойти нам. Кроме того, все мы, что называется, отбрасываем тень и выражаем себя по-разному. Это может вызывать разные эмоции, далекие от «френдли». Важно от них не отмахиваться, а проживать. Другой вопрос, как это делать без ущерба для карьеры и работы пиарщика.
Сходить на спорт, поколотить подушку или боксерскую грушу. Протанцевать, продышать. Тут каждому свое. Иногда выручает помощь психолога или сильное окружение успешных людей – коллег, единомышленников, на плече которых можно поплакать.
С токсичными людьми ограничивать общение и выстраивать границы. Мне в свое время помогло свести к переписке все, что можно было свести к переписке, ограничив личное общение. И не зависимо от проектов и компаний держать в голове две универсальные фразы: «Себе нужна больше, чем тебе» и «Давать максимум, но никогда не жертвовать собой».
P.S. Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, я буду рада помочь: Психологические консультации для пиарщиков, рекламистов, маркетологов в стрессе
Скачать выпуск #prspb №5 можно здесь