Помогают ли психологи, а также немного о том, кто виноват и что делать, если психолог не помог?
По мере того, как я развиваю свою практику психологического консультирования и говорю о том, что психолог, то тут, то там с друзьями и знакомыми возникают диалоги о рыбалке. А вслед за ними иногда разочарованное, иногда недоуменное, иногда вопросительное: «А мне психолог не помог, почему?»
Честно, я не знаю почему. Чужая душа – потемки. Две души, погруженные в отдельное пространство терапевтических отношений, тем более. Психологическая консультация – всегда про отношения двоих людей, где я, что называется, не держала свечку. Я не знаю, что происходило между вами в тот момент и никто не знает. Даже, если я знаю человека, который вел сессию (земля-то круглая, а профессиональный мир тесен), я знаю лишь то, что ничего не знаю. О том, что было между вами, знаете только вы.
Есть такой учебный формат – демонстрационные сессии. Это когда есть клиент, есть консультант, есть запрос и идет самая настоящая сессия. А вокруг сидит человек 15-20, наблюдают и записывают. А потом обратную связь дают: что было эффективно и что можно было бы сделать по-другому. Но даже в этом случае история не терпит сослагательного наклонения. И все рекомендации – не больше, чем фантазии о не случившемся. Потому что в тот момент были именно такой клиент и именно такой терапевт. Каждый в определенном психоэмоциональном состоянии, со своими реакциями и опытом. И это особая химия, только между двумя. Особое пространство терапевтических отношений.
Помогают ли психологи? Идем от психологов
Помогают ли психологи? Идем от самих психологов. Они ведь бывают разные. Черные, белые, красные… А бывает, и не психологи вовсе. Просто что-то почитали, пару тренингов прошли, что-то из личного опыта переосмыслили и все. Одним новоиспеченным психологом на рынке стало больше. Точнее псевдопсихологом. Я таких в океане всемирной паутины десятками вылавливаю. И, честно, иногда хочется кричать караул от обиды. Потому что для кого-то несколько лет подряд институт – дом родной. Психотерапевт – мать (все же помнят, что для психологов личная терапия – must have?) Супервизор – отец и так далее. А кто-то не более чем хорошо раскрученный бред бренд.
Впрочем, и от дипломированных иногда хочется караул кричать. Потому что, диплом-дипломом, а практику и навыки психологического консультирования никто не отменял. Это, кстати, я попутно отвечаю на вопрос, почему пошла не в именитый вуз с академическим уклоном, а на трехлетнюю программу профпереподготовки негосударственного, но довольно авторитетного в своих кругах учебного заведения. Потому что, как говорят в одном анекдоте: «Вам шашечки или ехать»? Так вот, мне с этим дипломом ехать. И с дипломом, подкрепленным работой на телефоне доверия, реальной практикой консультирования, личной психотерапией и опытом ведения тренинговых групп ехать безопаснее. Для себя и клиента.
В противном случае может случиться история, когда во время сессии клиент попал психологу в больное место и случился, к примеру, контрперенос, который тот не смог вовремя обезвредить. Например, из-за неразрешенного внутреннего конфликта у психолога возникла чрезмерная реакция на клиента, которая помешала консультированию. Говорят, разница между клиентом и психологом лишь в том, что у первого кровоточащие раны, а у другого шрамы, но ранены мы так или иначе все. Поэтому для психологов так важна личная терапия и, как следствие, осознанность. Чтобы собственные «боевые раны» не мешали работе, а клиент потом не задавался вопросам, что это такое было и помогают ли вообще психологи?
Бывает психолог просто не подходит. И дипломированный, и начитанный, и опытный, а не твой. Чего-то не хватает. Паззлы не сошлись. Селяви. Не всем, как психолог, подхожу я. Не все психологи подходят мне самой. Более того, я не то, что на терапию, на тренинг не к каждому пойду. К примеру, к тому, кто обещает 100% гарантию, тотальное исцеление или мгновенное просветление. Или к тому, кто и чтец, и жнец и на дуде игрец. Ибо специализацию никто не отменял. К примеру, сама я не возьмусь работать с особенными детьми, а буду рекомендовать коллег, которые на этом специализируются. Также на моей двери не будет таблички «избавлю от наркомании и алкоголизма». Здесь нужны особые знания, навыки и опять-таки соответствующая специализация.
Поэтому если сегодня вам предлагают раскрыть в себе богиню, а завтра научить, как заработать миллион, лучше в ту сторону даже не смотреть. Но это мои личные принципы. Я за то, чтобы у каждого они были свои.
Говорят, хорошо, когда люди, которые нам не подходят, к нам не подходят. И психолог тоже. Потому что он всегда через себя работает. Через свои личностные, уникальные особенности. Психолог сам себе единственный рабочий инструмент и двух одинаковых нет. Ищите своего. Причем, психолога, а не метод (!) Потому что отношения, контакт, доверие, чувство безопасности, эмпатия, наконец, всегда первичны. Если есть доверие и контакт, выбор техник вторичен. И там вопрос, помогает ли психолог, как правило, не стоит.
Помогают ли психологи? Идем от клиентов
Помогают ли психологи? Идем от клиентов. Вот мы родились и жили в определенном контексте. Жили долго. Может, не всегда счастливо, но как-то приспособились, адаптировались и жили. С нами что-то делали. Например, кормили-поили, воспитывали, учили уму-разуму, наставляли, оберегали, и заботились как могли. Потом мы это что-то, усвоив определенные модели поведения, продолжили делать сами с собой. Причем, долгие годы. Учитывая то, что новая привычка формируется 21 день, 15, 20, 35 лет – это, мягко говоря, немало. Немало, чтобы мы привыкли именно так, а не иначе сидеть на стуле, держать ручку, реагировать на стресс. Общаться так, как мы общаемся, выбирать так, как мы выбираем… И вот мы приходим со всем нашим багажом реакций и установок к психологу и говорим: «Доктор, сделайте со мной что-нибудь». И удивляемся, почему на это нужен не один час терапии, а, к примеру, десять.
Примерно так я лет пять назад пришла к врачу-остеопату. А что мог сделать врач, если у меня кости встали вот так, осанка эдак, а по всему телу зажим на зажиме? И я с этими многие годы не то чтобы успешно, но как-то жила – не тужила. Даже нормативы спортивные сдавала. Доктор, естественно, меня помял, кое-что поправил и отпустил. Но основная работа проходила между нашими сеансами, когда тело приспосабливалось жить по-новому. Когда кости скелета адаптировались к новым изменениям. И вопрос, почему у гипотетической Ани кости встали на место за три сеанса, а у меня за десять не стоял. Ибо кости Ани и Яны – это принципиально разные кости. А сами Аня и Яна – принципиально разные люди, которые по-разному со своим телом обращались.
Это я к тому, что личная терапия процесс:
- Небыстрый;
- Сугубо индивидуальный;
- Взаимный, ведь работу между сеансами никто не отменял. Это и к психологу, и к клиенту относится.
Поэтому на вопрос, помогают ли психологи, хорошо задать себе встречный: что мы сами готовы сделать для того, чтобы они нам помогли? Готовы ли мы найти время в очередном цейтноте, чтобы осмыслить то, о чем говорили на сессиях? Готовы ли к тому, что терапия – не просто про поговорить. Это всегда конкретные, точечные вопросы и четкие интервенции. Ведь чтобы правильно задать вопрос, нужно знать половину ответа. И они затрагивают такие ситуации или эмоции, которые, мы, казалось, давно и основательно похоронили. Или мы получаем отражение своего поведения в ситуациях, где думали, что «Лев Толстой, а, оказалось, хрен простой». И вообще ни разу ни герои.
Не всегда, но в отдельных случаях за вопросом, помогает ли нам психолог, может стоять нежелание идти на терапию, потому, что там нас ожидает встреча с морем своей глубокой внутренней боли. Или, к примеру, мы уверены, что психолог должен куда-то нас вести, делегируем ему ответственность за собственную жизнь, а потом разочаровываемся, что изменений не происходит.
Готовы ли мы действительно что-то в своей жизни менять? Ведь можно бесконечно долго ходить к психологу чтобы, к примеру, выговориться и поплакать. Безопасное пространство, оказывается, в наши дни большая редкость. И это тоже будет помощь. В конце концов, выплакавшись, мы можем перестать требовать поддержки близких, которые по каким-то причинам нам ее дать не могут, а позаботимся о себе сами. Вклад в спокойствие семьи – тоже ответ на вопрос помогают ли психологи. Если запрос в только этом.
Однако может случиться так, что запрос лежит гораздо глубже, а сами мы, пытаясь перебрать скелеты в семейном склепе из стереотипов, переживаний, догадок, не можем посмотреть на это наследие со стороны. И вообще понять, что же это там такое творится? И почему мы в пятый раз наступаем на одни и те же кости? Хороним уже третьи по счету отношения. Попадаем в один и тот же контекст на работе… Почему снова не хватает энергии?
И тогда может потребоваться помощь, чтобы все эти скелеты сначала увидеть и хорошенько рассмотреть. Понять, зачем они до сих пор там? Решить, нужны ли они? Разобрать, наконец, их по косточкам. Помня при этом, что разбор этот дело долгое, невеселое и местами страшное. Поэтому иногда без помощи не обойтись. И небыстрое – пример про остеопата помним. Как долго? Зависит от каждой конкретной ситуации, личных особенностей, структуры психики и уймы других факторов.
Готовы ли мы к такой долгой и кропотливой работе с отсроченным эффектом, результаты которой могут сразу и не проявиться? Потому что это не прическа или новый гаджет, а долгоиграющая история. Впрочем, и эффект от нее долгоиграющий. Готовы ли при прочих равных инвестировать не в маникюр или макияж, а в душевное здоровье, личное или семейное благополучие?
Как говорится, цена одинаковая – ценность разная.
И в идеале, если все звезды и паззлы сошлись, психолог и клиент нашли друг друга, состоялась встреча (во всех смыслах слова) и произошла работа можно заметить, что через несколько сеансов постепенно утихает накал эмоций, снижается градус переживаний, появляется устойчивость или новый взгляд на привычные вещи, находится выход из ранее тупиковой ситуации. И тогда мы можем сказать: «Не, ну а что такого? Помогают ли вообще психологи? Ведь мы и сами с усами – до всего дошли сами…».
Это и будет считаться действительно эффективной работой. Когда психолог как будто бы ни при чем. Когда спустя пару-тройку месяцев, а в отдельных случаях и лет, оглядываясь на прошлый опыт, мы видим большую разницу «было-стало». Понимаем, что мы вообще ого-го, и вот как сейчас все по-другому. Понимаем, что у нас достаточно внутренних ресурсов и устойчивости, чтобы на себя опираться, но, если что, мы знаем, к кому пойти. Ну а если психолог не помогает, мы тоже не теряемся. Знаем, что делать. Не боимся открыто обсуждать опасения и прояснять отношения. Ну а в отдельных случаях прощаться и менять специалиста, понимая, что нам больше не по пути. Или же, обжегшись на молоке, не дуем на воду, а продолжаем свое движение и развитие.
Автор иллюстраций Danggo
Возможно, вам будет интересно:
- Психологическая помощь онлайн
- Как выбрать психолога?
- Как избавиться от негативных эмоций?
- Зачем нужен психолог?