Давно я с таким удовольствием не гуляла по промплощадкам. Особенно в субботу. И особенно под питерским дождем. На этот раз мой выбор пал на территорию Завода слоистых пластиков, где расположился Музей стрит-арта (Street art museum).
Подробнее о том, где, что и как можно прочесть на сайте самого Музея уличного искусства. Скажу лишь, что очень рада, что он находится, во-первых, в Питере, а во-вторых, еще и на шоссе Революции 84, то есть в моем районе, который не особо славится музеями и объектами искусства.
Собственно, вход в музей стрит-арта (street art museum) выглядит так
Вообще это один из самых классных заводских музеев, да и музеев стрит-арта тоже, которые мне когда-либо доводилось встречать. Потому что он не про флаги и знамена времен марксизма-ленинизма на стенах, и не про макеты станков под слоем пыли. Этот музей про настоящее уличное искусство, которое с легкой руки художников со всей России живет в заброшенной котельной, действующих цехах, на складах продукции, столбах, здании заводоуправления. Это то, что красноречивей любого советского лозунга и подчас лучше любой корпоративной вывески или брендированной растяжки.
Это то, что мало какая производственная компания позволит сделать на своей площадке, а здесь сделали. И вот уже несколько лет это не просто Завод слоистых пластиков, а еще и музей стрит-арта. Огромная площадка, которая объединяет волонтеров, художников, кураторов выставок и рабочих завода.
Это место, где уличные художники творят там, где и должны – на улице. А их кураторы так и говорят: «Все на улицу, все в сад». Это место, где хостел граффитистов располагается прямо над заводской столовой. А посмертная работа легендарного Паши 183 – прямо в цехе.
Это то место, где уличное искусство трансформируется в цеховое. Потому что сами рабочие каждому рисунку выносят свой негласный вердикт. И не понравившиеся работы в цехе «случайно» заставляют коробками и паллетами с продукцией. Удивительно, но Аполлон в розовой спецовке или радуга во всю стену могут снискать больше популярности, чем черно-белая абстракция из шестеренок. Жаль, что именно там, как и на многих действующих производствах, фотографировать было нельзя. Поэтому это единственное фото, удачно скачанное из интернета.
Зато можно было снимать на открытой площадке и основной выставке стрит-арта, которая хоть и не является частью действующего производства, но примыкает вплотную к цехам. Экспозиция обновляется каждый год. Эта останется до 27 сентября. Потом ее закрасят и к следующему лету нарисуют что-то другое.
Вспомнить завтра
В этом году выставка называется «Вспомни завтра». Впрочем, видение будущего у художников прямо скажем не радужное: тоталитаризм, войны, ощущение опасности, манипулирование общественным сознанием. В общем, сплошь депрессивные настроения, которые дополняли кирпичные трубы, неуютные склады, серое питерское небо и дождливая погода. Поэтому неудивительно, что в обработке шедевров уличного искусства очень кстати пришлась ломография, которую я довольно редко использую в обработке фото.
Часто звучали метафоры возвращения к старым формам, хотя бы на примере дедушки Ленина и разных пародий на идеологизм.
А вот работа Александра Шишкина-Хокусаи “Практики взросления”. Глядя на нее удивляешься не то, что мы взрослые, а то, что взрослые теперь мы.
Или странная и завораживающая история расчеловечивания в работе Натальи Пастуховой “Стая”.
Вообще стрит-арт это часто про контраст малого и большого. Контраст формата, масштаба, размеров. Вот почему в этом музее под открытым небом картины во всю стену могут гармонично соседствовать с крохотными окошками размером с 1/3 кирпича.
Ниже еще пара букв про будущее. Так и вспоминаю сразу школьные коридоры.
Что тут скажешь, каждому свое…
Еще одна масштабная по размеру и содержанию работа: Илья Мозги “Time concept”. Она про то, что для того, чтобы двигаться в будущее, очень важно зачеркнуть прошлое.
Масштаб впечатляет!
Ниже работа художницы VITAE ВЯЗИ “Вот когда я вырасту” и да, немного странный текст на столбе.
Новые смыслы старых и привычных заводских вещей
Зарисовка про то, что иногда никто не мешает нам кроме нас самих.
Зарисовка про питерских блоггеров под дождем на фоне заводских пейзажей
Здесь даже сложно что-то добавить
В этой работе особенно ценными мне показались примечания “от рабочих, как от более настоящих и живых”.
И все-таки яркие краски в музее тоже есть!
А это пример Yarn bombing или yarnbombing – нового направления так называемого вязания для улиц. Похожие работы есть на улице Рубинштейна и в Таврическом саду.
Манифест стрит-арта во весь цех!
Как сообщается на сайте музея стрит-арта, идея его создания пришла спонтанно, после граффити-вечеринки, прошедшей в одном из заброшенных в 90-е цехов летом 2011 года. Как сообщает другой авторитетный источник, сама идея вечеринки, а также поголовное увлечение стрит-артом началось с сына директора завода, который им очень увлекался.
Впрочем, так ли важно, что было вначале, курица или яйцо? Низы ли продавили идею, или верхи вовремя рассмотрели в ней перспективную бизнес-модель? Лично для меня в этой истории важнее то, что, оказывается, у нас в городе еще возможно делать яркие, нестандартные, живые и, главное, неподцензурные творческие проекты.