Рассказывать многочисленной, а подчас малознакомой интернет-аудитории о личном достаточно сложно, а еще сложнее понять, о чем стоит говорить, а что лучше оставить при себе. Своими идеями о том, как нащупать грань личного и публичного накануне я делилась на конференции «Медиа-старт». Здесь размещаю тезисы, которые, возможно, будут полезны другим блогерам.
PR VS блоггинг. Личная история
Первый блог в ЖЖ завела в 2010 году на старте моей карьеры, когда меня внезапно ушли с работы в разгар то ли первого, то ли второго экономического кризиса. Прорыдав неделю, я нашла много плюсов безработной жизни. Много спала, ходила на спорт, посещала умные лекции, а также завела блог. Чтобы делиться впечатлениями, размышлениями и прелестями внезапно открывшегося моему взору мира за пределами учебы и работы. Впрочем, когда через четыре месяца нашла новую работу и окунулась в проекты сразу нескольких крупных заводов, блог забросила. Однако мой ЖЖ жив до сих пор. Там я размещаю свои посты с основной площадки блога — этого сайта.
Второй блог уже на WordPress я завела в 2012 году на волне популярной тенденции инфобизнеса. Ускорение придала волна онлайн популяризаторов, которые вдохновляюще рассказывали про пассивный доход в интернете, сидя под пальмой на далеком острове. Увы, но инфобизнеса с миллионными оборотами у меня не получилось. Мои тексты упрямо не хотели встраиваться в чужеродный шаблон. Да и необходимость выбора узкой тематики сильно меня ограничивала. Вопрос разрешился сам собой. После перехода на новую работу я окунулась в череду новых проектов, забросив и этот блог тоже.
Создание третьего, нынешнего блога пришлось на 2014 год и совпало уже с личным, карьерным кризисом и переоценкой ценностей. Кто я? Что мне интересно? Чем я вообще хочу заниматься? В какой сфере работать? Что заставляет меня делать череду выборов, отказываясь от важных для меня вещей? Тогда и определились мои основные сферы интересов: благопиар (PR благотворительных проектов), психология и блог, который я торжественно пообещала себе больше не бросать.
Привет, грабли! Да, снова я.
Сейчас мне кажется, что граблей я собрала не так уж и много, потому что на начальном этапе боялась всего. Публичного осуждения, наделать глупых ошибок в тексте, написать что-то не то… И, пожалуй, это тоже можно считать моей граблей. Я слишком осторожничала и это меня ограничивало.
С другой стороны, в онлайн, также, как и в оффлайн пространстве действительно есть границы. И у всех они разные. Там, где один просто лайкнет твой пост, другой проигнорирует, а третий — в слезы или в агрессию. Даже, если фото не с ним и текст вообще ни о нем. Поэтому для себя я уяснила несколько моментов:
- Если я пишу пост, и он не касается других людей (нет их фото, случаев из жизни, упоминаний о них), важно понять, что я не отвечаю за чужие эмоции. Если в ответ на мой пост про 8 марта в Париже кто-то испытывает раздражение, зависть, грусть — это ответственность читателя. Он может справиться со своими эмоциями сам.
- Все, о чем пишу, я размещаю про себя. Свои мысли, свои чувства, открытия, переживания. Если хочу разместить фото с подругами в купальниках на пляже, я лучше сверюсь, могу ли я это делать? Не опорочит ли это чью-то девичью честь?
- Если от указания на других людей не уйти, я сокращаю имена до буквы. Свожу упоминания к минимуму. И фокус повествования смещаю только на себя.
- Даже хороший, добрый пост о другом человеке может быть ему не нужен. Он может не хотеть этой публичности, и это его право.
Осознавать свои ограничения
Очень важно отделять реальные ограничения от вымышленных. Договор о неразглашении коммерческой тайны, личные просьбы «не светить», профессиональные этические кодексы — это реальные ограничения. Все остальное по большей части — ограничения вымышленные и вопрос личного выбора.
К примеру, текст о моей скоропостижной работе на выборах «Своих не бросаем» прошел несколько месяцев моей личной, внутренней цензуры. Несмотря на то, что я не была связана никакими документами о неразглашении мне все равно с одной стороны важно было пройтись филигранно, не называя имен, с другой — поделиться ценным опытом, который может отозваться людям. Друзьям и читателям, которые, как и я тогда, пребывают в иллюзиях относительно работы в политике.
При этом я никогда не напишу о:
- О клиентских случаях из психологической практики без их согласия. Это вопрос профессиональной этики;
- О ссорах и обидах на близких. Блог – не выгребная яма, куда нужно выносить сор из избы;
- Об эмоциях ради эмоций, следуя за минутным порывом кому-то отомстить, наказать, уколоть;
- О некачественных услугах и продуктах, потому что чувствую ответственность перед читателями;
- О том, что не соответствует моим ценностям.
Далее немного конкретных примеров.
«Тексты-опыт»
«Работа на телефоне доверия: личный опыт»
«Отзыв о моих свиданиях с мужчинами с сайтов знакомств»
Здесь с одной стороны опыт очень личный, но в то же время он затрагивает других людей. Поэтому из текста удалила всю прямую речь, указывающую на конкретного человека. В которых клиент или друг может узнать себя. Также не указаны факты (названия компаний, имена людей, фото) если они не давали на это согласие. Еще лично меня очень отрезвляет мысль «поставить себя на место клиента». Хотела бы я, чтобы обо мне, как девушке, пришедшей на свидание или позвонившей на телефон доверия, кто-то написал без моего разрешения? Пожалуй, нет…
«Тексты — лайфхаки»
К ним относится, например, серия свадебных постов:
«Экономная свадьба: личный опыт»
«17 выводов о подготовке к свадьбе»
«Свадьба: стереотипы и предрассудки»
«Киборги свадебной индустрии»
Обычно, это тексты, оптимизированные под SEO. В них меньше лирики и больше практики. Однако и ответственности больше тоже. Из поисковых систем на страницу про экономную свадьбу ежедневно приходит 15-20 человек. Совершенно чужих, неизвестных мне людей. И несмотря на то, что я рада поделиться опытом, делиться фото со свадьбы не хочу. Поэтому самое откровенное фото там — это, пожалуй, мои духи и туфли.
«Тексты из ниоткуда»
«Я начинаю с идеи»
«Потому что гладиолус»
Это тексты по вдохновению, как перелетные птицы. SEO не поддаются. Логическому объяснению тоже. Они просто пришли и также просто ушли в интернет-пространство. Возможно, чтобы сообщить кому-то что-то очень важное. Я здесь всего лишь проводник. Так, рядом постояла и по клавиатуре постучала…
«Тексты-табу»
Тексты, написанные сразу после расставаний, ссор, трагических событий, ухода с работы, болезненного и травматического опыта. Когда рана еще не затянулась и одолевают сильные эмоции.
Это время, когда так и тянет разместить какой-нибудь надрывный статус «Пусть плачут те, кому мы не достались. И сдохнут те, кто нас не захотел». В этот период держим себя в руках и пишем терапевтические письма в стол. Лучше ручкой на бумаге, но в ноутбуке тоже можно. Пишем по-честному, искренне, но не отправляем. Творчество, безусловно, лечит. И есть соблазн выплеснуть это в сеть. Не надо!
Блог — это публичная площадка, а не поле душевного стриптиза. Для этого есть более безопасное пространство, психолог, например.
«Тексты, как вино»
Те самые, в которых есть живые эмоции и много личного опыта. При этом они прошли проверку временем. Это тексты, которые я пишу, но пока не знаю, опубликую или нет. Или уверена, что точно опубликую не сейчас, а осенью. Например, так было с текстом «Танцы по неслучившемуся». Текст, настаивался полгода.
Ну и напоследок мой персональный чек-лист:
1. Понимать свою цель. Что я делаю, когда это делаю? И зачем? Парня бывшего позлить. Эмоции слить. Трафик в блог нагнать или опытом поделиться?
2. Сомневаешься? Спроси. Пишешь про человека? Спроси его. Пишешь про работу и сомневаешься? Вышли на сверку.
3. «Пиши пьяным. Редактируй трезвым».
4. Осознавать ограничения. Реальные учитывать. С вымышленными работать.А еще всегда оставаться идеальным незнакомцем, как в одноименном фильме Паоло Дженовезе. В какой степени? Это каждый для себя решает сам.