«Вообще так летать опасно», — сказал муж, когда самолет начал снижаться в Сочи при сильном ветре.
«Да, это действительно опасно», — невозмутимо ответила я, продолжая слушать музыку и усаживать на руках неугомонного ребенка. Рядом с нами сидела выпившая женщина, которая вела себя довольно агрессивно в аэропорту и на взлете. Не хотелось ее тревожить.
О погоде пилот предупреждал еще в Петербурге. Волнительно, конечно, но не более того. К тому же, внимания требовала более актуальная задача – обеспечить себе и окружающим тишину. Продвинутый квест на высоте 10 тыс. метров без флэшки с мультиками. Ее забыли дома.
Такой «дзен» стоил мне в свое время забористой психотерапии и нескольких лет последующей интеграции. Когда мозг от пункта «Летать опасно! Спасите, помогите, дайте парашют!» выстроил новые нейронные связи «Жить вообще опасно, но сотни людей ежеминутно летают и ничего, как правило, живы». Если умрем? Что ж, тогда это будет хорошая смерть. Самолет сгорает за 60 секунд. Ни старости, ни немощи, ни боли. Не нужно оплакивать друг друга. Не дожидаясь очередной пенсионной реформы, умерли в один день. И себе happy end, и государству приятно.
А если не летать на самолетах? Тогда досадно однажды умереть, не начиная толком жить. Жить, по душе, а не в рамках воздушного коридора своих страхов.
Психотерапия, своя философия, опыт удачных полетов, средства самопомощи на борту свое дело сделали. Дышать, быть в контакте с собой, переключать внимание, фильтровать страшилки, чередовать напряжение и расслабление. Подробно об этом я рассказывала в интервью и писала тут: “Как побороть аэрофобию? Советы психолога и личный опыт”
Но я также помню, каково быть в тотальной всепоглощающей тревоге, когда опасно летать, хочется напиться лекарств или спиртного. Бежать без оглядки из аэропорта. Неистово ставить свечи за здравие перед полетом. Мониторить новости. Придирчиво выбирать самолет, погоду, время года и то самое безопасное место на борту. Отключиться от невыносимой реальности. Разругаться с кем-то вдрызг, чтобы снять об кого-то напряжение перед полетом. И ни минуты покоя, потому что тело не отпускает контроль, чувства заблокированы, а мозг в авральном режиме продумывает план побега. На высоте 10 тыс. метров, ага… Каждый перелет – преодоление. И только обязательства перед работой или интерес посмотреть Европу вынуждали себя в самолет усадить. Но какая этому предшествовала борьба! Через насилие и колоссальное сопротивление.
15 минут спустя мы приземлились в Сочи. Женщина по соседству оживилась и теперь казалась расслабленной и добродушной. «Какой смелый малыш. Я только на тебя весь полет смотрела. Ни разу не плакал!» – сказала она, потрепав сына по голове.
Мы могли бы обсудить, опасно ли летать, поговорить про психотерапию или о том, что двухлетка еще не знает про гражданскую авиацию, боль утраты, смерть. Что он считывает правила отклика на мир «опасно-безопасно» в отражении значимых взрослых. А чтобы он спокойно тусил 3 часа полета, навыки аниматора и коммивояжера в помощь. Продать поход в туалет по цене абонемента в аквапарк, увлечь прогулкой по салону, не дать огнетушитель в обмен на целлофановый пакет…
Но затем я вспомнила, что нам еще получать багаж, вызывать такси, обустраиваться в квартире, а мы с утра ничего не ели. Еще час и голодные, уставшие мы все разругаемся вдрызг. Плохая новость – это действительно может быть опасно. Хорошая – это то, на что мы реально можем повлиять.
Возможно, вам будет интересно: