Содержание:
-
В Клинике неврозов не страшно
-
Болеть бывает выгодно
-
Качественная медицина есть
-
Психосоматика существует
-
Не углубляться
-
Болезни с нами говорят
-
Книги неэффективны
-
У меня есть тело
-
Эмоциональное напряжение есть
-
Сделайте со мной что-нибудь
-
Контроль – это иллюзия
-
Вместо заключения
Психолог о психосоматике и причинах цистита у женщин. Личный опыт и профессиональный взгляд на лечение цистита и его возникновение с видео и вопросами для самопомощи в конце статьи.
Говорят, психолог, как и венеролог, не должен переболеть всеми болезнями, чтобы лечить других. Но в случае с циститом у меня оказалось иначе. Болезнь с редкими затишьями между рецидивами заняла у меня в общей сложности лет десять. И это был ад, который, скорее всего, вы можете себе представить. За эти годы я прошла многих врачей ни по одному разу: урологов, гинекологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, фито терапевта, и даже остеопата. К некоторым из них меня привозили на скорой. Делала инстилляции, цистоскопию и пила антибиотики, на которых я сидела, как на наркоте. Потому что хотя бы они приносили временное облегчение.
Страшно стало тогда, когда я поняла, что такими темпами помру лет в 40. Откажет либо желудок, либо печень от постоянных лекарств. Более того, непонятно как с таким диагнозом и без лекарств выносить и родить здорового ребенка? И тогда я стала разбираться с головой и психикой, а не с телом, рассудив, что, если лечение не помогает, значит, лечу либо не то, либо не тем. Начала копать в сторону психосоматики цистита.
В поисках принципиально нового для себя решения я отправилась туда, где причинами цистита занимаются врачи другого плана. Туда, где лечат не только физику, но лирику… Точнее, психосоматику. Так я оказалась в Клинике неврозов им. Павлова на 15-линии Васильевского острова в Петербурге.
В Клинике неврозов не страшно
Там вполне себе тихо и спокойно. Лично мне этого спокойствия частенько не хватает. Кто ездит на метро в час пик пять раз в неделю туда-обратно, меня поймет. Посты «Неудобно» и «Проснулась» как раз об этом. Что действительно страшно, так это прожить всю жизнь, убивая свой организм лекарствами и не осознавая психосоматических причин цистита, гастрита, пиелонефрита – не важно.
Для кого-то невроз может прозвучать как нечто страшное и ненормальное, за гранью. Но после того как во время учебной психологической практики я побывала в Психиатрической больнице св. Николая Чудотворца на Пряжке и лично пообщалась с ее пациентами, поняла, насколько широки бывают границы нормы. Мои после этого заметно расширились. Я осознала, насколько отважные пациенты проходят там лечение. Ведь чтобы признать болезнь, особенно душевную, и обратиться за помощью требуется много мужества.
Кроме того, чтобы идти к психологу не обязательно этой самой болезни дожидаться. Иногда, когда я говорю, что прохожу личную терапию, слышу встревоженное: «А что? Что-то случилось?». И тогда в очередной раз повторяю, что для психологов личная терапия – это норма. Не говоря о том, что на нашей планете Земля все мы растем духовно либо через знания, либо через страдания. Кому как, а лично мне ближе первый вариант.
Болеть бывает выгодно
Особенно, когда речь идет о недугах физических. В этом есть весомые скрытые выгоды. Больному уделяют внимание, сочувствуют. Да и как не сопереживать человеку, который годами стойко несет свой крест. Тут и задумаешься лишний раз, а стоит ли выздоравливать? Ведь бывает так уютно в социально одобряемой роли, игре «я самый больной в мире человек».
Другое дело, болезни душевные. Тут уже вместо сочувствия можно напороться на неприятие и осуждение. Потому что в отличие от физических, к ним в обществе пока относятся настороженно. Даже к психологам у нас ходить не любят, предпочитая походу к специалисту кухонную терапию за рюмкой чая.
Качественная медицина есть
Не знаю, как в целом по стране, а в Санкт-Петербурге качественная государственная медицина есть. По ОМС, к тому же. Честно скажу, не ожидала. А дело было так.
Позвонила по телефону на сайте Клиники неврозов им. Павлова. Записалась на прием-собеседование, где рассказала про возможные причины цистита, многочисленные диагнозы, которые мне ставили, симптомы, а также историю болезни длиной в десять лет. Уложилась в час. Женщина-врач сказала, что, скорее всего, объективные, медицинские причины действительно есть, но для моральной поддержки посоветовала походить к психологу. Бесплатно по ОМС. Так я начала работать со специалистом. В нашем распоряжении было шесть встреч, включая первую, на которой обычно идет знакомство с психологом и прояснение запроса. Каждая приносила мне новые открытия.
Вообще, та работа, которую я проделала с психологом, дорогого стоит. До сих пор рада, что однажды наткнулась на сайт Клиники неврозов и медиа журнал «Психотерапия в России». Там сразу несколько выпусков на тему психосоматических причин не только цистита, но и проблем со зрением-слухом, кожных заболеваний, трудностей с дыханием, частых простуд и т. д.
Психосоматика существует
И это может быть реальной причиной не только цистита, но и многих других заболеваний вплоть до ожирения. На эту мысль меня навела книга Екатерины Мурашовой «Лечить или любить?», о которой я уже неоднократно писала. Многие детские болезни от дистрофии до всевозможных дерматитов связаны с ситуациями в нашем окружении. Однако к психологу обращаются лишь тогда, когда все возможные приемы испробованы, а лекарства уже выпиты.
Не углубляться
Можно сколь угодно долго разбираться с детскими травмами двадцатилетней давности, или ходить на семейные расстановки, но не всегда нужно уходить так далеко и глубоко.
В моем случае все гениальное оказалось просто и сложно одновременно. Простые вопросы о том, что происходит со мной здесь и сейчас, в кабинете, и мои ответы самой себе помогли осознать колоссальное физическое и эмоциональное напряжение. Тревожность и беспокойство по поводу и без. Желание контролировать себя и других. В ходе разговора стали всплывать негативные сценарии будущих, еще не состоявшихся событий. Все на поверхности. Здесь и сейчас. Все то, что мы часто неосознанно проделываем с собой в повседневной жизни.
Болезни с нами говорят
Болезни действительно могут многое нам рассказать. Иногда они шепчут, а иногда истошно кричат. Другой вопрос, хотим ли мы их слышать.
Книги неэффективны
Иногда в периоды острого обострения цистита мне помогала книга Лиз Бурбо «Твое тело говорит, люби себя», но в корне проблему не решала. Таблица болезней Луизы Хей – познавательно, но для меня неэффективно. Даже когда там черным по белому описана психосоматика цистита и причины других болезней. Легко сказать: доверяй миру, люби себя и не напрягайся человеку, который любить себя не умеет, живет с болезнью годами, мало что осознает и подсознательно его все устраивает, потому что система стабильно работает. Скрипит, пыхтит, но работает.
У меня есть тело
Удивительно, но до того, как начала изучать психологию, проходить профессиональное обучение и тренинги, я жила исключительно умом и в голове. Про то, что у меня, есть эмоции и с ними можно и нужно считаться, я с удивлением узнала после двадцати, а к телу я и вовсе прислушивалась редко. Я могла не замечать сквозняков и вообще долго считала это капризами, когда кому-то якобы дуло. Так я однажды заработала отит. О том, что замерзла, понимала, когда от холода уже трясло. О том, что ноги промокли, узнавала, когда их уже сводило. О том, что меня продуло, мне сообщал мой друг – цистит.
А еще я могла не замечать, что, например, во время авралов на работе тело находится в постоянном напряжении 24 часа в день. Семь дней в неделю.
«Яна, ты же девочка!» – недоумевал мой остеопат, разбирая и собирая меня по частям. В его голосе было искреннее удивление, как можно жить с ТАКИМ напряжением внизу живота.
«А что такого?!», – недоумевала я. Потому что всегда так жила и воспринимала это как норму.
О том, что именно внизу живота у женщин живут непрожитые эмоции, обиды и, барабанная дробь, постоянное эмоциональное напряжение я узнала только когда начала переезжать в тело благодаря тренингам и женским практикам и учиться шаг за шагом расслабляться.
О том, что все это творю со своим телом сама, я окончательно осознала вместе с психологом. Творю бессознательно, не отдавая себе в этом отчет. Своими тревожными мыслями и своей, надо сказать, умной головой. Но там же я узнала и хорошую новость: если я могу напрягаться, значит, могу и расслабиться. Сама.
Эмоциональное напряжение есть
Раньше я говорила: «меня напрягает то-то и то-то». Теперь – «я напрягаюсь». Одно слово – две большие разницы. В первом случае – меня (объект), во втором случае – я сама (субъект).
И это большой шаг на пути к тому, чтобы дальше:
- Осознать личный вклад в свое постоянное эмоциональное напряжение;
- Осознать свои скрытые выгоды от эмоционального напряжения, которые, безусловно, есть. Иначе бы отказаться от него было проще простого;
- Осознать эмоции, которые то и дело уходят на задний план. Когда на вопрос «что чувствуешь?» так и хочется ответить, что по этому поводу думаешь.
- Отделять факты от фантазий о еще не случившемся будущем, из-за которых эмоциональное напряжения постоянно возникает.
А еще отказаться от иллюзии, что стоит только напрячься и все сразу придет в норму. Самолет не упадет, турбулентность стихнет. Машина благополучно доедет, а близкие сделают все как мне надо. Чудеса, да и только. Требуется всего лишь малость – напрячься. Вот такие игры ума, в которые можно играть годами.
Сделайте со мной что-нибудь
Удивительно, но во время хождения по врачам я все время выступала как объект чьей-то работы. Причем я сама назначила себя на эту роль. В кабинет к очередному эксперту я приходила чуть ли не с транспарантом: «Сделайте со мной что-нибудь, чтобы мне полегчало». Мне казалось, я приду, и чужой человек найдет причины цистита и расскажет, как мне надо жить с моим собственным телом. По сути, я не желала взаимодействовать с ним сама и делегировала ответственность чужим людям.
С психосоматикой такая спихотехника не работает – это я говорю, как клиент. С психологами эта история не работает тоже – это я уже как психотерапет. Врач не Бог. Психолог тоже. Он не решатель всех на свете вопросов. Не эксперт в чужой жизни. Не эксперт в моем теле. Эксперт только я. В своем собственном теле. В своей жизни. В своих эмоциях. Психолог на этом пути только проводник. К счастью, для разрешения многих жизненных ситуаций этого бывает достаточно.
Контроль – это иллюзия
В тот день, когда я узнала, что оказывается, не могу контролировать даже собственное дыхание (во сне, например), не говоря о работе селезенки и прочих внутренних органов, у меня навернулись слезы. Кроме шуток. Потому что если я не могу контролировать даже это, то, что тогда вообще могу в этом неоднозначном и постоянно меняющемся мире? С работой своей селезенки я, к счастью, определилась через пару месяцев. С тем, что гарантий нет окончательно смирилась где-то через год.
Вместо заключения
В номинации «инсайт месяца» победили психосоматические причины цистита и постоянное эмоциональное напряжение. И хотя со всеми причинами распрощаться окончательно не удалось (все же есть объективные медицинские предпосылки), жить стало легче и здоровее. Хотя бы потому, что на смену антибиотикам пришли травяные лекарства. Раньше о таком я могла только мечтать. Тревог и постоянного эмоционального напряжения поубавилось. А телу уже не приходится так сильно взывать к разуму, чтобы тот обратил на него внимание. Это дорого стоит.
Возвращаясь к метафоре про психолога и венеролога, могу сказать, что болезнью под названием психосоматика цистита во время получения второго образования по психологии я переболела по полной. Однако радует, что к началу моей частной психологической практики к ней у меня выработался стойкий иммунитет.
Возможно, вам будет интересно:
- Помощь психолога очно и онлайн
- Причины психосоматики болезней. 5 вопросов для самопомощи
- Психосоматика кожи. О чем болеет наша кожа?