Когда мне было лет 12-13, в нашем женском сообществе юных дев были крайне популярны станки для бритья Gillette Venus. Те самые, чьи производители по несколько раз в день с экранов ТВ настойчиво рекомендовали почувствовать себя Богиней.
Well I‘m your Venus;
I‘m your fire
At your desire.
Купила станок, побрила ноги и ты уже Богиня, почти Венера. Сейчас тому, как пробудить в себе Богиню, посвящены многие женские тренинги, а тогда одного станка было уже достаточно.
В то время дочери и жены военных в гарнизоне подводников за полярным кругом уже не бедствовали, как в начале 90-х, но и не шиковали. В нашей семье на три пары длинных женских ног была всего одна отцовская зарплата. Иметь свой собственный божественный станок было неоправданно дорого.
Стоит ли говорить, на что именно я жалела денег, когда мне было дважды по тринадцать? Да-да, на то самое божественное и «дорогое». Несмотря на то, что собственная зарплата уже позволяла, в ресторане за ужин я оставляла гораздо больше и вообще уже давно была изобретена лазерная эпиляция.
Впрочем, несколько месяцев назад я-таки собралась с силами и его купила. Со всеми наворотами: несколькими лезвиями, сменными блоками, смягчающими подушечками, которые естественно никакого эффекта кроме маркетинговой рекламы не несли и отвалились в первую неделю. Теперь каждый раз, когда я думаю, что денег нет, смотрю на него и понимаю – нифига. Можно еще жить и жить! Потому что в ванной лежит настоящий предмет роскоши, остающийся в подсознании одной из самых дорогих покупок.
Примерно таким же образом обстоят дела с собственным велосипедом (еще одна мечта детства), который я все собираюсь и никак не соберусь купить. И в отсутствие своего приходится тестировать пусть очень красивые, но чужие. Потому что есть в этой покупке что-то недоступное и очень дорогое. Настолько, что авто в кредит под бешеный процент оказывается дешевле, чем купить раму, два колеса и еще вот этот, яркий и мелодичный, звоночек на руле. А корзинка спереди уж так и быть, не обязательна. Тем более что я сейчас все больше поглядываю на спортивные модели.
При всем моем скепсисе относительно индустрии потребления есть покупки, которые в кризисные времена служат ресурсом. Для одних это стакан апельсинового сока в кафе в центре («хотя бы это я пока могу себе позволить»). Для других – семейный ужин в ресторане (“ничего что в долг, потом отдадим”). Для третьих – поход в кино с едой из макдака, купленной на последние (это уже из личного опыта).
Возможно поэтому в период кризиса наряду с сегментом доступных гипермаркетов и рынком коллекторских услуг растет сфера недорогих, доступных развлечений. Люди, как и прежде, хотят отдыхать. Главное не забывать, где удовольствие, а где пресыщение от неуемного потребления.
Меня в кризисные времена поддерживают красивые вещи из любимых магазинов. Пусть недорогие и купленные на распродаже, но качественные и красивые. Платья и брюки Charuel, туфли Zara или Mango, или хотя бы даже универсальная водолазка для базового гардероба. И, когда в печальных мыслях о деньгах я иду в ванную, а там тот самый станок, затем открываю шкаф, а там – новые брюки, купленные впрок на зимней распродаже, понимаю, что, может пока и не совсем Богиня, но перспектива точно есть!
Well I’m your Venus;
I’m your fire
At your desire.